Пародия на Эфир, или Чем кончится эфирократия

Эфир, "квинтэссенция", пятая эссенция, пятый элемент, является самым загадочным на фоне других - Огня, Воздуха, Воды и Земли, понятиями которых оперируют многие традиции. Генон отмечал, что он соответствует точке центра в символизме "горизонтального" Креста, тогда как остальные элементы занимают периферийные позиции. Таким образом, только Эфир на элементарном уровне принадлежит тому самому таинственному Лучу Принципов, что проходит через эту центральную точку, устремляется к Абсолюту и, в то же время, проникает в Космическое Яйцо пока то открыто "сверху".

Рассматривая метафизические закономерности, мы уже говорили,что космогонический и восходящий процессы, процессы синтеза и преодоления, нормативно противоположны и направлены в разные стороны - сверху вниз и снизу вверх по разомкнутому вверху пути. Этот путь можно передать и посредством элементарных понятий. От Абсолюта в реальность направлен чисто эфирный Луч. (В каббалистической традиции есть сходное понятие - авир кадмон, эфир, окружающий Эйн-Соф, Абсолют, - однако, в этой интерпретации утверждается статичность эфира, а не его динамическая, "лучевая" природа.) Проходя сквозь небытие, он достигает Принципа бытия, который можно условно соотнести с элементом Земли - в значении непроявленной, божественной "тверди", атрибута Бога-Отца.  Затем следует элемент Воды, символизирующий женское, проявляющее начало, Богородицу. Элемент Воздуха соответствует здесь духовному миру проявленного Бога-Сына, Логоса, Небесного Интеллекта. Огонь символизирует собой проявленность тонкого мира, еще не подвергшуюся уплотнению. И, наконец, вновь появляется элемент Земли, но - уже в своем сугубо космическом значении плотного мира.

Отсюда необходимо сделать одно ясное и фундаментальное заключение: Эфир, принадлежа только наиболее высоким уровням метафизики, в космосе как таковой, в "чистом виде", не существует, проявляясь лишь посредством других, внешних элементов. И это проявление максимально именно в "доисторическую" эпоху Золотого Века, на переходе от цикла космогонии, завершающегося Огнем, к циклу истории, начинающейся элементом Земли, точнее, обретенной ею властью над другими элементами.

 

* * *

Знаменитый средневековый алхимик и врач Парацельс в своей книге "Оккультная философия" подробно описывает экзистенциальное проявление Эфира в космических стихиях, т.е. тех, которые уже реализованы в космосе. Эфир, по его теории, представляет собой внутреннюю, спиритуальную сущность каждого из остальных элементов. Но эти сущности между собой не смешиваются - так, например, существует "Эфир Огня", "Эфир Воздуха" и т.д. Эти разные "Эфиры" имеют свою собственную традиционную, алхимическую "персонификацию".

Так, Эфиру Огня соответствуют Саламандры - эфирные сущности, способные жить в огне, не сгорая. Символизм некоторых традиций придавал им форму ящериц, однако многие средневековые школы соотносили Саламандр (Саламандров) с гигантскими пламенными фигурами, одетыми в блистательные доспехи. Известное зороастрийское "огнепоклонничество" связано именно с таким традиционным представлением, а отдельные течения в этой традиции даже считали самого Зороастра потомком одного из величайших Саламандров. Саламандры - самые могущественные из эфирных сущностей, и недаром именно они являлись символом Философского Камня и высшей стадии алхимического Великого Делания - Rubedo, "Работы в Красном". В средневековой христианской иконографии Саламандра символизировала праведника, хранящего духовное постоянство среди превратностей меняющегося мира.

Эфир Земли соотносится с Гномами. Аббат де Виллар писал о них: "Земля полна от глубин до поверхности Гномами, хранителями сокровищ, минералов и драгоценных камней". Эти эфирные сущности владеют несметными подземными богатствами и являются превосходными мастерами кузнечного и ювелирного дела. Так, известны предания "Старшей Эдды" о том, что именно Гномы (цверги в германо-скандинавской традиции) выковали Тору его знаменитый молот и сделали прекрасное ожерелье Брисингамен для богини Фрейи.

Ундины, именуемые в разных традициях русалками, нимфами, наядами и т.д., являются эфирными сущностями элемента Воды. Часто подчеркивается их именно женское начало, которое вполне соответствует традиционному восприятию водной стихии. Любопытно, что средневековый миф о водной фее Мелюзине связывает ее с известным нам Аваллоном, "землей живых", символом Рая и Золотого Века.

И, наконец, эфирные сущности Воздуха - это Сильфы (Эльфы), самые тонкие и "легкие" из всех остальных. Тем не менее, они проще всего устанавливают контакт с человеком - древнегреческие музы соотносились именно с Сильфами (или, точнее, Сильфидами), приносящими вдохновение мечтателям, поэтам и артистам. Но и также легко его уносящими - в силу своей крайней утонченности, неуловимости, "призрачности"...

Эфирные сущности каждого из элементов не видят друг друга, "живя" в разных вибрациях тонкого мира. Однако, в человеке могут проявляться все эти вибрации, и поэтому он способен (естественно, речь идет о способностях архетипического, традиционного человека) устанавливать контакт со всеми из них. Эфирные сущности пребывают вне этической догматики, присущей поздним историческим временам, когда мифология уже превратилась в религию. А они так и остались в мифологии Золотого Века как ее необходимые атрибуты, помогающие человеку и дружественные к нему, если, конечно, он не обманывает их доверия и не пытается поставить их способности на службу собственному эгоизму и своей временной власти.
 

* * *

Окончанию Золотого Века, как уже отмечалось, соответствует "закрывание" Космического Яйца и пресечение влияния Луча Принципов. В этой ситуации эфирные сущности также исчезают из оперативной действительности, а контакт с ними становится уделом совершенно исключительных личностей. Наступает профаническая история. Но она, ироническим образом, являет собой не что иное, как конверсию, взаимопревращение тех же самых элементов, что материалистическое, атеистическое, рационалистическое сознание, сознание анти-традиции, объектно воспринимает как "социальную эволюцию" или "технический прогресс".

Эпоху Золотого Века можно условно назвать эпохой пирократии, "власти Огня". Она соответствует последней стадии космогонии, но в то же время и является первой в земном бытии. Истории здесь, как уже было отмечено, еще не существует, она преодолевается за счет восходящей ориентации гиперборейцев. Они сами являются своего рода "Саламандрами" (в зороастрийском смысле), поскольку именно таков изначальный человеческий архетип, радикально противоположный историческим, инерциальным человеческим существам. Недаром средневековые мистики указывали на чрезвычайную сложность установления контакта с Саламандрами, способными сжечь все, в чем профаническое сознание видит собственный смысл. Поэтому для профанов Саламандры несут величайшую опасность, хотя просто уничтожают все иллюзии.

А история начинается с геократии - "власти Земли" или, конкретнее, Суши. Под этим знаком и происходит наибольшая ее часть. Гиперборейцы выходят со своего северного мифологического материка, который, по причине своей "огненности", еще не является собственно Сушей, и приносят Откровение в историю географических континентов. Геократия - это элементарное обозначение всех традиционных, "почвенных" укладов, будь то сакральные, чисто духовно-ориентированные цивилизации либо же великие империи. Политическая история начинается именно с последних. Изложим вкратце ее стержневой вектор.

Геократические, сухопутные цивилизации предусматривают освоительный, окультуривающий тип экспансии, когда главным содержанием политики является имперская интеграция земель. К этому типу относились все древние империи Евразии, вплоть до средневековой империи Фридриха II Гогенштауфена и Российской империи. Геократия вообще символизирует собой множественность цивилизаций, но не хаотическую, а имеющую некоторые общие традиционные принципы. Так, войны между этими империями ведутся по принципу Jus Belli, "Закону  Войны", который подразумевает единые правила ее ведения, не допускающие ее перерастания в тотальное взаимоуничтожение воюющих сторон. Таким образом, геократические цивилизации еще наиболее близки к гиперборейским принципам упорядочивания, обучения, благородства и т.д.

На смену геократическим цивилизациям приходят гидрократические, основанные преимущественно на "власти Воды" или Моря. Их уже значительно меньше и они гораздо  крупнее в силу обладания массой заморских колоний. Классический пример - Британская империя, "владычица морей", покорившая огромные территории на различных континентах, будучи сама небольшим островом. Однако, сам тип  экспансии в гидрократических цивилизациях уже глубоко изменился - в отличие от сухопутных империй они ориентируются не на освоение, но на "пиратство" и грабительское разорение занимаемых территорий. При войнах с геократическими империями они уже не признают Jus Belli и других традиционных законов, и поэтому в процессе исторического нисхождения с фатальностью одерживают верх, хотя геократии иногда могут давать им решительный отпор (еще один классический пример: геократический Рим против гидрократического Карфагена).

Переход от геократии к гидрократии вызван конверсионным превращением стихии Земли в элемент Воды. Разрушение, "размывание" законов традиционного синтеза символически соотносится с процессом утраты кубом мира плотных форм своих четких очертаний и с превращением его в эллипс. Это же вполне соответствует и началу растворения Космического Яйца "снизу". Но надо отметить, что с метафизической точки зрения этот процесс неизбежен, поскольку именно в геократии мир плотных форм достигает своей максимальной "плотности", его традиция ослабевает и угасает, и поэтому уже не может адекватно сопротивляться анти-традиционному натиску нижних вод.

Но и элемент Воды в свою очередь уступает власть элементу Воздуха. Это - стадия аэрократии. Она характеризуется еще большим отступлением от Jus Belli и предусматривает уже даже не ограбление, а - разрушение цивилизации противника. Аэрократия основана на воздушных средствах ведения войны, т.е. на неизмеримо возросшем техническом потенциале, когда человек уже начинает становиться заложником своего оружия. Число аэрократических "центров силы" сокращается до двух, и наиболее ярким примером здесь выступает противостояние СССР и США, основанное именно на ракетном и авиационном потенциале. При этом аэрократические цивилизации, конечно, могут еще по инерции сохранять геократические или гидрократические черты (соответственно СССР и США), но они все более стираются и нивелируются перед развитием сугубо аэрократических средств, которые обретают стратегически решающее значение.

Переход от стихии Воды к элементу Воздуха в этой схеме символически соответствует уже не просто растворению Космического Яйца нижними водами, но - началу оформления этого субтильного влияния "снизу" в пародию на Дух, проникающий в действительности только "сверху". Эллипс постепенно создает иллюзию сферы.

Здесь, на этой стадии, при ее исчерпании традиционно происходит циклическая трансмутация - этот кризис "сгорает" в эсхатологическом Огне, во вспышке новой пирократии, кладущей начало новому Золотому Веку, новому циклу. Но в данном случае, в нашем цикле, этого не произошло. Аэрократическое противостояние двух сверхдержав закончилось не их взаимоуничтожением, но переходом в некую новую, беспрецедентную стадию. И ключ к ней способна дать та причина, по которой одна из этих сверхдержав - СССР - разрушилась, а другая - США - превратилась, хотя и не надолго, вообще в единственный глобальный центр. Это СОИ, программа "звездных войн".

Эта стадия, при которой центр силы может быть только глобальным и безальтернативным, но нигде четко не фиксироваться, на элементарной шкале весьма напоминает стихию самого Эфира как такового. ("Дух дышит где хочет".) Но ведь мы установили, что Эфир в космосе сам по себе никогда не обнаруживается. И это действительно так, если речь идет о подлинном Эфире, а не о тотальной внешней пародии на него, которая максимально копирует некоторые характерные свойства этой самой загадочной, квинтэссенциальной стихии, и устанавливает очень странную, последнюю и наименьшую стадию мировой истории. Сущность мировых политических трансформаций после аэрократического противостояния с неизбежностью обретает некие новые, невиданные прежде формы, формы "конца истории", которые вообще уже не поддаются - как, впрочем, и  ранее, но теперь особенно - адекватной оценке никакими профанно-рационалистическими концепциями политологии.

Так, порядок смены элементов и предопределяет внутреннюю логику мирового историко-политического развития. Конечно, некоторые "здравомыслящие" дяди уже давно выдвинули нелепую идею о том, что вообще "нет никакого эфира", и живут с тех пор, надеясь лишь на свой ограниченный рассудок. Но в новой ситуации им грозит потерять и его. Тогда как во все времена рождались люди, которые умели не просто видеть внешние элементы, но и проникать в их внутреннюю сущность, точнее, даже встречаться с этими эфирными сущностями. "Есть великое множество свидетельств, что дети часто видят Гномов, поскольку их контакт с материальной стороной природы еще не завершен, и они все еще погружены более или менее сознательно в невидимые миры" (Мэнли Холл). Только детские сказки, наследующие подлинные мифы, еще могут сопротивляться подчинению сознания псевдо-эфирному воздействию, создающему навязчивые и тупые социально-мифологические штампы. Только дети способны увидеть, что "король голый", а, как известно, "кто не примет Царствия Божьего как дитя, тот не войдет в него" (Лук,. 18,17).
 

* * *

Сегодня много говорят об эфире. Но не как о метафизической стихии и Луче. Речь идет о некоем эфемерном "пространстве", прежде всего информационном, которое незримо, но наиболее жестко подчиняет себе сознание людей, формирует и деформирует его, создает особый, глобальный "современный менталитет" и предельно извращенные нео-мифологемы "массового сознания", становящиеся удобным рычагом для социальных манипуляций.

Подобную реальность можно назвать эфирократией - по аналогии с предыдущими историческими стадиями. Но надо обязательно отметить, что она не имеет ничего общего с подлинным, метафизическим пониманием Эфира. Этот современный "эфир" представляет собой нечто принципиально замкнутое миром сим, точнее даже - его последними десятилетиями, в которые останавливается история. Но - по инверсивной логике - он, подобно метафизическому Эфиру, пронизывающему сферу Принципов, точно так же пронизывает все наиболее современные технические явления.

Попытаемся в общих чертах определить, что же представляет собой эфирократия. Это - власть некоей тонкой и неуловимой в чистом виде субстанции, которая с неудержимостью "поглощает" все внимание современного человечества. Это, в первую очередь, феномен медиакратии, власти средств массовой информации, создающей фиктивные, но "самоочевидные" условности всемирного "массового сознания" - "миротворчество", "демократия", "рынок", "прогресс" и т.д. Это - самодовлеющая технократия, в которой человек уже окончательно делегирует остатки своего интеллекта машинам - роботам, компьютерам, киборгам (пародии на алхимического гомункулуса, имевшего органическую сущность), а сам превращается в бессловесного гондванического голема, обслуживающего эти машины, а затем и состоящего у них на службе, поскольку не владеет быстротой их "эфирного" общения между собой и в конце концов утрачивает контроль за ними. (1) Здесь следует пояснить, что такое положение дел вызывается не столько развитием техники, что имеет в данном случае совершенно "нейтральный" характер, сколько - переменой отношения к ней человека, которое из активного становится пассивным. Поэтому эфирократия быстрее побеждает именно в экономически слаборазвитых странах, где внедряемая новая техника вызывает к себе характерное чувство поклонения. (Сюда же относится и "обожествление" Интернета, превращаемого из средства коммуникации в "храм виртуальной реальности".) Далее, эфирократия - это массовое производство все более мельчающих потребностей, особенно в информационной сфере, куда чем глубже погружается человек, тем он более отчуждается от реальности. "Новая" же "реальность", на которую любят ссылаться апологеты "телематического  будущего", в условиях эфирократии чаще всего являет собой лишь непрерывную интеллектуальную дезинтеграцию под властью "виртуальных" иллюзий. "Виртуализируется" даже некогда вполне материальный "бог" рационального сознания - деньги. (*)

Заметим еще, как методично и последовательно эфирократия вытесняет любой Огонь - стихию подлинной трансмутации. Это вытеснение происходит повсюду: от профанации традиционного эзотеризма, имеющего "световую огненную" природу, до страха перед любым героизмом, обладающим "огненным жаром"; от маргинализации "постиндустриальным обществом" металлургии, всегда связанной с огнем, вплоть до сугубо бытовых нужд, откуда огонь вытеснили электрообогреватели и микроволновые печи.

Но самое "высокое" достижение эфирократии - это, конечно, ее "космический" уровень. Здесь, в сущности, осуществлена инверсия самого понятия космоса, который в традиционных метафизических представлениях не только состоит из трех миров, но и сам, как проявленная реальность, ничтожен перед запредельными по отношению к ней, над-космическими Принципами. Здесь же мы имеем абсолютизацию лишь плотного мира, мира сего, но техническое освоение этого нижайшего уровня преподносится, напротив, как наивысшая ступень развития. А иногда это освоение волей или неволей искусственно создает прямые пародии на предсказанные традиционные события - к этому, например, относятся разработки по регулированию феномена гало - оптического эффекта возникновения "второго солнца". Так, "эфирная" власть посредством технифицированного, а точнее -  техноцентрического космоса, "космократия", окончательно ничтожает всякую полноценную традицию и мифологию, интеллект и культуру. Таким образом, можно сказать, что цель совокупной эфирократии - превратить все стихии и человечество в свою придаточную функцию, сделать их всецело зависимыми от достижений современного "прогресса".

Но элементы, принадлежащие подлинному, традиционному космосу, не могут не проснуться. Только уже не в своем изначальном и дружелюбном к человеку состоянии, поскольку Космическое Яйцо закрыто "сверху". А - как ответ на его эгоистическую попытку поставить их себе на службу ради удовлетворения своих корыстных, временных, профанических интересов, которые он почему-то счел "вечными" и "естественными". Так, человечество, не имеющее представления о подлинном Эфире, но все больше употребляющее это слово и полагающее, что узурпировало космос, само сделало то, что в магии называется эвокацией, а в просторечии - словом накликать.
 

* * *

В профаническом мире последних времен вновь проявляются эфирные сущности, но уже - в своем контр-традиционном виде. В ситуации тотального, эфирократического смешения всех традиций, эти сущности не только возникают уже "без спросу", но и - агрессивно смешиваются с деградировавшим человеческим архетипом, поскольку рамки, ранее препятствовавшие им это сделать, сломаны самим человечеством, утратившим свою божественную субъектность и превратившимся в стандартную, количественную массу. Здесь следует напомнить, что внешне "антимассовый" индивидуализм на деле является лишь идеовариацией этой массовости, поскольку всякий количественный индивидуум, в отличие от божественно ориентированного субъекта, заведомо подчинен эфирократическому влиянию, одним из орудий которого и является пропаганда пассивного эгоистического нарциссизма.

Это нарциссическое самолюбование при воплощении этих уже первертных эфирных сущностей производит эффект гротескного триллера. Забавно, но одновременно и ужасно, что люди не просто внутренне, но зачастую даже и внешне сами обретают черты этих первертных сущностей, профанически не замечая этого, а если и замечая - то даже радуясь таким мутациям, поскольку они способны производить эффекты "украшения", "омоложения", "обновления" и т.д., становящиеся ныне все более модными. (2) Одни превращаются в "гномов", поскольку те в негативе являются наилучшим символом человечества, самоумалившегося и измельчавшего перед технократической мощью. Другие становятся "ундинами" - отвратительными и вообще уже недочеловеческими мутантами, которые максимальным образом воплощают в себе саму деградацию человеческого архетипа, утратившего всякое присутствие Духа и уже "полурастворенного" в нижних водах, но еще разгуливающего по улицам. (3) Появляются и "сильфы", ставшие переносчиками всевозможных нео-спиритуалистических и психически заразных лярв. Единственные, кто не подвержен этой инерции, это Саламандры, тотальные враги эфирократии.

Но и это еще не все. Под конец реализуется весь потенциал традиционной демонологии. Помимо Инкубов и Суккубов, чья миссия состоит лишь в окончательной анимализации человечества, в придании ему исключительно животных страстей, наяву проявляются Вампиры. Это особые существа, которые принципиально не способны к духовной реализации и для которых поэтому важнейшей целью является максимальное продление своего психофизического существования, жизнь ради нее самой. Иными словами, возвращается сам Агасфер, Вечный Жид, который обречен на бессмысленное, безысходное и изнурительное скитание по миру, не зная выхода из него и дожидаясь Второго Пришествия Христа, Который только и может снять с него это проклятие.

В остатках человеческого архетипа к этому моменту, естественно, вспыхивает "страсть к выживанию" во всем этом ужасе. Однако, уже в самой этой физической страсти достаточно различимы как животные, "инкубо-суккубические", влияния, так и "агасферический" вампиризм. Эти остатки архетипа начинают судорожно искать некоей внешней "сакральности", чтобы огородиться, спастись, обезопаситься, и - неминуемо приходят к высшей точке контр-традиции, которая как раз и эксплуатирует всю эту внешнюю "сакральность". Они хотят совсем немногого - мира и безопасности, но - "когда будут  говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба,.. и не избегнут" (1 Сол., 5,3). И поэтому, оказавшись перед разверзшейся пропастью, из которой нескончаемым потоком вырываются демоны, они в панике будут молиться на свои "объемные" голографические иконы, создающие иллюзию "живого божества". И тогда с одной из них наконец сойдет тот, кто "изгонит  демонов(4), и кого "спасенные" назовут своим "Спасителем". 


(1) Эта перспектива превосходно показана в нашумевшем фильме Джеймса Камерона "Терминатор". (в текст)

(*) Самое точное и остроумное описание этой "виртуализации денег" мы нашли в рассказе Виктора Пелевина "Святочный киберпанк...": "Ведь даже богатство, к которому всю жизнь стремится человек, в наши дни означает не подвалы, где лежат груды золота, а совершенно бессмысленную для непосвященных цепочку нулей и единиц, хранящуюся в памяти банковского компьютера, и все, чего добивается самый удачливый предприниматель за полные трудов и забот годы перед тем, как инфаркт или пуля вынуждают его перейти к иным формам бизнеса, так это изменения последовательности зарядов на каком-нибудь тридцатидвухэмиттерном транзисторе из чипа, который так мал, что и разглядеть-то его можно только в микроскоп.". (в текст)

(2) "Шестая человеческая раса будет прекрасна: люди с пепельно-розовой кожей, с пепельными вьющимися волосами..." (Тамара Глоба). Пепел... (в текст)

(3) Ср. пророчество Мишеля Нострадамуса: "Время и пространство дадут место человеко-рыбе", а также цикл произведений о "Великом Ктулху" Говарда Ф.Лавкрафта. (в текст)

(4) См. слова Бл. Ипполита, приведенные в очерке о Царе Мира...  (в текст) 


Назад|Вперед 
1