Последняя религия

Исламская традиция, исторически возникшая в VII веке Христианской эры, наделена особым смыслом - она является последней по времени появления, а потому как бы "замыкает" собой все предшествовавшие - и не только авраамический цикл, но и более древние традиции. Это интересно отразилось и в работах Генона, где космогонические процессы часто соотносятся с индуистской доктриной, а эсхатологические описываются в исламских терминах. (Возможно, именно такое понимание повлияло и на его личный выбор - Генон, как известно, принял Ислам и окончил свои дни шейхом Абдуль Вахид Яхъя, "Служитель Единого Сущего"). Исламская доктрина словно бы синтезирует в себе весь авраамизм, именуя пророками как иудаистских священных персонажей, так и Христа (Ису), и этот пророческий цикл завершается Мухаммадом.

Циклически "завершающая" роль Ислама находит свое ясное отражение и в его конфессиональных символах - полумесяца, метафизически обозначающего окончание цикла, и Каабы - священного черного камня, имеющего именно кубическую форму, также соответствующую этому моменту эзотерической истории. (1) Таким образом, Ислам может быть назван традицией глубочайшего духовного реализма, устремленного в Нереальное, не только не испытывающей никаких иллюзий в отношении мира и времени, в котором он появился, но и объявившей решительную священную войну (джихад) всем иллюзиям. Кроме того, специфика исламского монотеизма столь же уникальна - по определению Гейдара Джемаля, она состоит в понимании Аллаха не столько как "творца", сколько как "активного устранителя всего, что не есть Он". И в таком понимании выражен подчеркнутый эсхатологизм исламской традиции.

Такой характер Ислама во многом предопределил ясность и четкость различия в нем сфер эзотеризма и экзотеризма, потерянную или замутненную во множестве других различных традиционных форм. Ат-тасаввуф, представляющий собой единство метафизической доктрины (хакика) и инициации (тарика) является очевидным эзотерическим центром всего Ислама. И в центре уммы (мусульманской общины) традиционно стоят суфии (мутасаввуфины), наследующие духовное влияние (бараку) по непрерывной инициатической цепи (сильсиля), восходящей к Пророку, а через него - к  самой интегральной Традиции.

Однако, к концу цикла дуализм традиции и контр-традиции проникает и в это, последнее из Откровений. Он сходится в эсхатологической фигуре Махди (ведомого Аллахом), который уничтожит Темный век в сражении с Дадджалом (лжецом), являющимся его персонификацией. Дадджал - персонаж, типологически соответствующий Антихристу, и в битве против него даже обретается синтез христианской и исламской традиций - по некоторым исламским представлениям, он будет уничтожен именно Исой, вернувшимся на землю и возглавившим войско Махди.

В шиитском эзотеризме, как сообщает итальянский традиционалист Клаудио Мутти (Омар Амин), Махди именуется также "печатью эзотериков" (хатим аль-валия), замыкающим собой всю традиционную инициацию, которая проявится в нем в своей самой глубокой сущности. Таким образом, его миссия подобна миссии Мухаммада, "запечатавшего цикл пророков" (хатим аль-набия), собственно, давших эту инициацию человечеству. Однако, любопытно, что Рене Генон в описании фигуры Дадджала также именует ее "печатью" (хатим) - всех наиболее "инфернальных" циклических тенденций. И это формальное подобие в Исламе весьма показательно. Дадджал, подобно Махди, по исламским пророчествам, также умеет властвовать над природными явлениями и даже воскрешать из мертвых. Его царство - это "великая пародия" на Традицию. Во главе его войска стоят авлии-эш-шайтан - "святые Сатаны", подобно тому как Махди поддерживается подлинными, божественными святыми - авлии-эр-Рахман.

Дуализм традиции и контр-традиции проявляется в разном понимании фигуры Махди. Так, одна из версий воспринимает Махди как мессию, призванного восстановить на земле "царство справедливости" или, иными словами, реставрировать "утраченный" традиционный порядок, синтез. Эта версия, в сущности, и исповедуется большинством современных исламских течений - от суннитов до ваххабитов (называющих себя "традиционалистами") и стремящихся к буквалистической исламизации жизни, ставя на первый план нормы шариата. Что, однако, отнюдь не мешает им быть союзниками вполне антитрадиционных режимов - как, например, ваххабитская Саудовская Аравия является самым надежным партнером США на Ближнем Востоке. Но любопытно отметить, что именно в этой стране сосредоточены главные святыни Ислама - Мекка и Медина. Более того, демографическое и экономическое давление современного мусульманского мира на немусульманские страны каким-то парадоксальным образом соответствует тому, что исламский же эзотеризм определяет как абсолютное зло - тагут, проекция во множественность собственного земного архетипа, претендующего на то, чтобы его воспринимали как "критерий истины".

Вторая версия, отрицающая эту "проективность", напротив, в образе Махди видит такое посланничество, которое, по словам Г.Джемаля, "в принципе исключает саму идею восприятия и переживания", подверженную, выражаясь индуистским языком, лила - космической игре субтильных феноменов. Что совершенно расходится с "мессианскими" концепциями, ориентированными на "восстановление царства инерции до совершенства". Эта версия апеллирует напрямую к Абсолютно Иному, к тому, что в самом имени Аллах составляет его трансцендентную сущность (2). Именно в таком, скорее преодолевающем, нежели синтезирующем, монотеизме, и вскрывается глубочайшая мистерия этой последней религии, не придающей никаких "сотоварищей" Нереальному Абсолюту и покорной только ему. Позволим предположить, что это и имел в виду вождь Исламской Революции имам Хомейни, когда говорил о необходимости "вывести истины Корана, пронизанные рассуждениями о единстве мусульман и всего человечества, за пределы кладбищ и мест погребения и сохранить их в качестве величайшего предписания к освобождению человека от всех оков, опутывающих его руки, ноги, сердце и ум, и удерживающих его в рабстве, ничтожности и подчинении деспотическим правителям". 


(1) Вообще, как указывает глубокий исследователь Ислама Анри Корбен, эта традиция особо примечательна подчеркнутым символизмом мировоззрения, стремящегося провидеть за всеми внешними, плотными факторами их  метафизическую сущность. (в текст)

(2) Напомним об особом значении сдвоенной "л" в  гиперборейской фонетике. В первой части исламской шахады, свидетельствования: "ля илляху иля'ллях" - "нет бога кроме Бога" все согласные звуки, за исключением придыханий, сводятся именно к этому звуку. (в текст) 


Назад|Вперед 
 
1