Хотя понятие религии и является преимущественно западным (2), само разделение на эзотеризм и экзотеризм существует в самых различных традициях - вплоть до того, что они даже делятся надвое: как то случилось в Китае, где произошло разделение на чисто эзотерический Даосизм и чисто экзотерическое, ориентированное на социальную сферу, Конфуцианство. Каждая из этих модальностей имеет свое глубокое традиционное обоснование, однако, инверсия в этом разделении проявляется в неоправданной абсолютизации экзотерических форм, приводящей в конечном итоге, к подмене ими эзотерической доктрины, а значит - к выхолащиванию всей религиозной традиции как таковой.
Так, экзотерические религиозные версии обычно настаивают на креационистской, демиургической идее творения мира, тогда как эзотеризм практически всех религий исповедует принцип богопроявления, манифестации, духовного рождения. И когда идея творения, креационизма в той или иной религиозной традиции одерживает верх - это значит, что массовые и эмоциональные аспекты вытесняют в ней элитарные и интеллектуальные, а следовательно - дело идет к инверсии самого понимания религии.
Фигура персонифицированного Творца в каждой религии, естественно, наделяется своими особыми свойствами, отличными от других конфессий. Что, в конечном итоге, и приводит к явлению конфессионального эксклюзивизма, исключительности, когда та или иная религия заявляет о своей "избранности", тогда как эзотерически все они представляют собой условно лучи, расходящиеся от единого духовного Истока, божественного Принципа бытия. И когда какой-нибудь из этих лучей абсолютизируется - происходит инверсия этой религии.
Дистанцируясь от эзотерических аспектов, эта религия не может прийти ни к чему иному, кроме попыток глобального распространения своей, по сути, партикулярной, частной природы. И одним из наиболее известных партикулярных моментов является мораль, особая в каждой религии. Мораль, в отличие от эзотерического, качественного понятия истины, являет собой чисто количественное явление, связанное с подсчетом того или иного количества "грехов". (3) Кстати, немаловажно отметить, что среди всех ветвей Христианства именно протестантизм уделяет наибольшее, и едва ли не абсолютное значение морализму, что и привело эту конфессию к чрезвычайному отдалению от эзотерической традиции и чрезмерному вниманию к социальным законам, вплоть до превращения ее самой в их орудие. (4) Однако, и в других христианских, да и не только христианских, конфессиях морализм со временем занимал все большее место, что шло параллельно "забвению" о подлинном грехе - утраты единой Традиции Золотого Века. Кроме того, слишком хорошо известна та ситуация, при которой рьяные апологеты "морали и нравственности" на деле, в обыденной жизни, являются именно аморальными и безнравственными людьми - в отличие от тех, кто вообще не занимается подобной пропагандой и даже от идеологов "имморализма", которые, напротив, часто являют собой образец благородства. "Я еще не такой подлец, чтобы рассуждать о морали", - лаконично как-то выразился на этот счет Василий Розанов.
В итоге, именно такое преобладание экзотерических аспектов над эзотерическими и привело религиозные традиции к преимущественной акцентации добра над стремлением к истине, к превосходству чувства над пониманием. Интерес к метафизическому познанию все более вытеснялся "страхом Божьим", пока последний, в конце концов, вообще не отождествился с религиозностью как таковой. Тогда как традиционно все было совершенно наоборот: эзотерическая благодать стояла над экзотерическим законом (по Слову митрополита Илариона), эль-лобб - "ядро" по своей ценности и важности превосходило эль-кишр - "скорлупу" (по названию трактата Мохиддина ибн Араби "El Qishr wa el-Lobb"). Нарушение же этой иерархии, а тем более, ее инверсия - когда само добро и стало выдаваться за "истину" - отбросили ставшее поверхностным религиозное сознание в мир, который эзотерическая, каббалистическая традиция Иудаизма называет клиппот ("мир скорлуп") - царство чистого количества, синоним тьмы кромешной... Скорлупа, конечно, необходима - она должна защищать ядро, но когда она становится самодовлеющей, тогда, как писал знаменитый средневековый немецкий мистик Майстер Экхарт, "если ты хочешь достать ядро, ты должен разбить скорлупу!"
(2) В сущности, полностью оно приложимо только к авраамической традиции - Иудаизму, Христианству и Исламу, тогда как другие традиции представляют собой еще те или иные формы мифологии. (в текст)
(3) Именно на этом, кстати, построен труд известного протестантского теолога и правоведа XVIII века Иеремии Бентама, который так и называется - "Арифметика морали". (в текст)
(4) См. например Макс Вебер "Протестантская этика и дух капитализма". (в текст)