Ядро и скорлупа

В религии, в отличие от мифологии, с гораздо большей наглядностью проявляется различие между ее эзотерическим, внутренним содержанием и экзотерическим, внешним  оформлением. Если к первому относятся непосредственно традиционные, посвятительные принципы, то ко второму - вся сфера догматов и канонов (1), описывающих внешнюю структуру религии и определяющих ее социальный статус. Это вполне соответствует схематическому изображению религий в форме куба, в каждую из квадратных сторон которого (символизирующих экзотерическую часть каждой религии) вписана окружность, представляющая собой религиозный эзотеризм, и в точке своего центра еще соприкасающаяся со сферой  интегральной Традиции. Отсюда ясно, что экзотерические квадраты являются лишь адаптацией непосредственной сущности той или иной религии к профаническому социуму и возникают, естественно, гораздо позже эзотерических доктрин. Поэтому, выполняя свою чисто служебную функцию, экзотеризм традиционно не мог, конечно, претендовать на главенство. "Богу - Богово, кесарю - кесарево".

Хотя понятие религии и является преимущественно западным (2), само разделение на эзотеризм и экзотеризм существует в самых различных традициях - вплоть до того, что они даже делятся надвое: как то случилось в Китае, где произошло разделение на чисто эзотерический Даосизм и чисто экзотерическое, ориентированное на социальную сферу, Конфуцианство. Каждая из этих модальностей имеет свое глубокое традиционное обоснование, однако, инверсия в этом разделении проявляется в неоправданной абсолютизации экзотерических форм, приводящей в конечном итоге, к подмене ими эзотерической доктрины, а значит - к выхолащиванию всей религиозной традиции как таковой.

Так, экзотерические религиозные версии обычно настаивают на креационистской, демиургической идее творения мира, тогда как эзотеризм практически всех религий исповедует принцип богопроявления, манифестации, духовного рождения. И когда идея творения, креационизма в той или иной религиозной традиции одерживает верх - это значит, что массовые и эмоциональные аспекты вытесняют в ней элитарные и интеллектуальные, а следовательно - дело идет к инверсии самого понимания религии.

Фигура персонифицированного Творца в каждой религии, естественно, наделяется своими особыми свойствами, отличными от других конфессий. Что, в конечном итоге, и приводит к явлению конфессионального эксклюзивизма, исключительности, когда та или иная религия заявляет о своей "избранности", тогда как эзотерически все они представляют собой условно лучи, расходящиеся от единого духовного Истока, божественного Принципа бытия. И когда какой-нибудь из этих лучей абсолютизируется - происходит инверсия этой религии.

Дистанцируясь от эзотерических аспектов, эта религия не может прийти ни к чему иному, кроме попыток глобального распространения своей, по сути, партикулярной, частной природы. И одним из наиболее известных партикулярных моментов является мораль, особая в каждой религии. Мораль, в отличие от эзотерического, качественного понятия истины, являет собой чисто количественное явление, связанное с подсчетом того или иного количества "грехов". (3) Кстати, немаловажно отметить, что среди всех ветвей Христианства именно протестантизм уделяет наибольшее, и едва ли не абсолютное значение морализму, что и привело эту конфессию к чрезвычайному отдалению от эзотерической традиции и чрезмерному вниманию к социальным законам, вплоть до превращения ее самой в их орудие. (4) Однако, и в других христианских, да и не только христианских, конфессиях морализм со временем занимал все большее место, что шло параллельно "забвению" о подлинном грехе - утраты единой Традиции Золотого Века. Кроме того, слишком хорошо известна та ситуация, при которой рьяные апологеты "морали и нравственности" на деле, в обыденной жизни, являются именно аморальными и безнравственными людьми - в отличие от тех, кто вообще не занимается подобной пропагандой и даже от идеологов "имморализма", которые, напротив, часто являют собой образец благородства. "Я еще не такой подлец, чтобы рассуждать о морали", - лаконично как-то выразился на этот счет Василий Розанов.

В итоге, именно такое преобладание экзотерических аспектов над эзотерическими и привело религиозные традиции к преимущественной акцентации добра над стремлением к истине, к превосходству чувства над пониманием. Интерес к метафизическому познанию все более вытеснялся "страхом Божьим", пока последний, в конце концов, вообще не отождествился с религиозностью как таковой. Тогда как традиционно все было совершенно наоборот: эзотерическая благодать стояла над экзотерическим законом (по Слову митрополита Илариона), эль-лобб - "ядро" по своей ценности и важности превосходило эль-кишр - "скорлупу" (по названию трактата Мохиддина ибн Араби "El Qishr wa el-Lobb"). Нарушение же этой иерархии, а тем более, ее инверсия - когда само добро и стало выдаваться за "истину" - отбросили ставшее поверхностным религиозное сознание в мир, который  эзотерическая, каббалистическая традиция Иудаизма называет клиппот ("мир скорлуп") - царство чистого количества, синоним тьмы кромешной... Скорлупа, конечно, необходима - она должна защищать ядро, но когда она становится самодовлеющей, тогда, как писал знаменитый средневековый немецкий мистик Майстер Экхарт, "если ты хочешь достать ядро, ты должен разбить скорлупу!


(1) Генон отмечал, что арабское слово канун, пришедшее в Ислам от греков, служило в этой религии для характеристики лишь тех законов, что принимались по чисто случайным, обстоятельственным причинам и даже не были частью шариата, традиционного законодательства. (в текст)

(2) В сущности, полностью оно приложимо только к авраамической традиции - Иудаизму, Христианству и Исламу, тогда как другие традиции представляют собой еще те или иные формы мифологии. (в текст)

(3) Именно на этом, кстати, построен труд известного протестантского теолога и правоведа XVIII века Иеремии Бентама, который так и называется - "Арифметика морали". (в текст)

(4) См. например Макс Вебер "Протестантская этика и  дух капитализма". (в текст) 


Назад|Вперед  
1