"Имя этих мест - Армагеддон"

Советский Союз был анти-традиционным государственным образованием - он инерциально преемствовал лишь форму русской имперской традиции, начисто лишив ее сакрально- пространственного содержания. Но все же атеистическая власть "шудр", последнего сословия, объективно еще находилась в контексте самой традиционной циклической логики. А контр-традиционные, инверсионные события происходят уже за ее пределом.

С момента распада СССР в его крупнейшем "осколке" - Российской Федерации - возникла, а к текущему моменту все более усиливается нео-имперская тенденция. Она откровенно пользуется всей внешней атрибутикой Российской Империи и претендует на прямое ей правопреемство. Однако, ясным критерием неорганичности этой ситуации является именно факт выдачи части за целое. За "исходные рубежи" эта тенденция принимает границы РФ, которые не имеют ничего общего с естественными границами русского жизненного пространства, складывавшимися веками и "прорезавшимися" даже в Советском Союзе, несмотря на его официальную глобально-интернационалистическую идеологию. Кроме того, нельзя не отметить и такой показательный момент, что наиболее ревностными "нео-империалистами" в РФ ныне становятся именно те, кто в свое время приложил немало усилий для геополитического разрушения СССР.

Еще одним четким критерием в этой ситуации является идеологическая мотивация "нео-имперской" политики - мол, она необходима в целях "восстановления экономических связей". Таким образом, здесь наглядно различима описанная выше инверсионная тенденция перерастания власти "нео-вайшьев", нео-буржуазии, в правление "нео-кшатриев", "новых империалистов". И нынешняя популяризация монархизма является лишь одним из внешних следствий этой тенденции. Хотя в любом случае "нео-кшатрии" - это просто проводники более жесткого установления в России глобальных стандартов политики, экономики, юстиции и т.д. Когда это будет осуществлено, закономерно наступит время "нео-брахманов", "новых жрецов", призванных придать этому порядку облик "священного", и в этих целях использовать все прежние, заново отреставрированные формы русской традиции. Именно к такому готовящемуся нагромождению оставленных духом, искусственно оживленных форм относятся евангельские формулировки: "мерзость запустения на святом месте" и "даже избранные соблазнятся".

Представление о России как о святом месте всегда особо акцентировалось в русской традиции, но не в историческом (как Terre Sainte крестоносцев), а в эсхатологическом смысле - начиная от доктрины старца Филофея о Москве как о последнем, Третьем Риме до строительства Патриархом Никоном монастыря под названием Новый Иерусалим. Однако, сегодня эти две изначально непротиворечивые и вполне уживавшиеся в православной гармонии Святой Руси ориентации все более обособляются друг от друга. Первая вбирает в себя все "языческие", имперские тенденции, вторая - следование догматическому Христианству. И они в конечном итоге противопоставляются, хотя в современной реальности обе представляют собой остатки уже совершенно угасших харизм. Тем не менее, формально именно они - в полном соответствии с основанной на "крайностях" русской традицией - превращаются в эсхатологически-непримиримую "пару".

Первая тенденция использует все то, что когда-то сделало Россию грандиозной империей, а сегодня выродилось в нео-спиритуалистическую, космистскую идею "евразийства". Отличие этой идеи от действительно бывшего евразийским характера Российской Империи состоит в том, что она основывается на противостоянии "атлантизму", подменяя тем самым автохтонный, позитивный,  подлинно евразийский (т.е. ни европейский, ни азиатский) русский менталитет искусственным созданием "неразрешимого" глобального дуализма и зависимости от него. Таким образом, можно сказать, что как нынешний "атлантизм" не имеет ничего общего с Атлантидой, так и современное "евразийство" представляет собой грубую пародию на идею Евразии. Но при этом любопытно, что если "атлантизм" на кастовом уровне представляет собой власть "нео-вайшьев", то "евразийство" - это уже "нео-кшатрии".

Вторую тенденцию представляет собой быстро реставрируемое Христианство, точнее - его экзотерическая, протестантизированная, социально-моралистическая "оболочка". В ее недрах и созревает каста "нео-брахманов", под которую ныне усиленными темпами отстраивается Храм Христа Спасителя и т.д. И понятно, что с ее точки зрения любая не принимающая это "возрождение" сила однозначно трактуется как "антихристианская".

Такова дуалистическая модель современного "возрождения России". Тем не менее, существует и "третий элемент", одинаково отвергаемый каждой из этих тенденций, а потому как бы "лишний" в этом грядущем противостоянии. Речь идет о том, кого библейская традиция именует гогами и магогами, "племенами от пределов северной страны Роша, Мешеха и Фувала". Эта мифологическая страна на основе лингвистических выводов часто отождествляется с Россией. Однако, некоторые русские христианские исследователи (см. напр.: П.Паламарчук "Москва или Третий Рим?", М., "Современник", 1991) отвергают подобное соотнесение - по причине того, что эти племена, согласно Библии, имеют ярко выраженный "инфернальный" характер. Здесь мы вновь сталкиваемся с тем, что прежде отмечали как инерциальное следование Христианства за иудейской догматикой. Но, как мы уже видели, то, что в одних традициях считается "инфернальным", для других вполне может являться "сакральным" и "божественным" - дева и дэвы, Аваллон и Аваддон и т.д. Поэтому вполне допустим и такой исследовательский подход, при котором само исчезновение гогов и магогов в "езере огненном и серном" может быть истолковано как гиперборейская мистерия. Ведь, в отличие от инфернальной в Иудаизме трактовки Огня как "геенны огненной", для гиперборейских воинов-саламандров Огонь - это их "родная стихия". А Сера, Sulfur, как известно, это мужской алхимический принцип.

Но, как бы то ни было, ясно одно - что именно в России ныне концентрируется такое дуалистическое напряжение, которое по глубине своих противоречий вполне соотносимо с понятием "эсхатологическая битва". В ней суждено столкнуться языческому циклизму и христианскому выходу в Вечность, где "времени уже не будет". В битву вступают два восприятия Солнца - христианское движение ему навстречу и языческое следование за ним, сквозь ночь, в новый Золотой Век. Каждая из этих позиций имеет глубокое традиционное обоснование, и должна быть доведена до конца. И все же, взяв для этого очерка в заглавие строку Максимилиана Волошина, мы хотим повторить его уверенность в том, что именно здесь, в России, навсегда разомкнется этот "мир замкнутых граней".


Назад|Вперед
1