Древо Мира

Альтернативизм безусловно должен иметь свою традиционную символику, которая наглядным образом выражала бы его метафизическую ориентацию. Эта символика должна содержать в себе идею Пути, поскольку именно Путь, ведущий к Нереальному Абсолюту, не имеет себе традиционной альтернативы, сам является безальтернативным. Такую идею наилучшим образом передает символ Древа Мира, ось, ствол которого напрямую, качественно соединяет центр и полюс, без фиксации на промежуточных количественных "вершинах", что свойственно другому символу Пути - Мировой Горе. Символ Мирового Древа присутствует во множестве традиций - начиная от древа Иггдразиль, на котором был распят и проходил свою девятидневную инициацию Один, до христианской рождественской ели и некоторых русских сказок, где герой восходит по Мировому Древу на Небо.

От чаще всего однозначно "вертикальной" интерпретации символа Мирового Древа весьма отличается лишь его каббалистическая трактовка. Символ соответствующего древа сефирот раздвоен на "правый ствол" - хесед (милосердие) и "левый" - гебура (строгость). Таким образом, срединный ствол, сама ось, соотносимая с Царем Мира - Мелхиседеком, здесь как бы "затемняется" подчеркнутым дуализмом.

Подобная дуалистическая модель нашла свое отражение и в знаменитом пифагорейском игреке (Y), воспринятом впоследствии христианской традицией для обозначения эсхатологического "разделения". Однако, изначальная символика Древа Мира преодолевала этот дуализм, что великолепно отражено в гиперборейской руне Мадр:

Это уже не Древо познания Добра и Зла, но превосходящее его Древо Жизни, которое также присутствует в библейской традиции. В многих же других традициях именно оно соответствует Древу Мира, Arbor Mundi, символу Трансцендентной Оси.

Что же обозначают ветви этого Древа и чем символически отличается ствол "ниже" и "выше" их, согласно этой руне? Разнонаправленные ветви действительно символизируют собой двойственные противоположности проявленного мира. Ствол "ниже" их обозначает борьбу этих противоположностей, точка их совпадения - единство и синтез, а ствол "выше" этой точки - переход в состояние адвайты, недвойственности.

Но какова должна быть ориентация этой оси, чтобы борьба противоположностей завершалась выходом именно в недвойственное состояние, не ограниченное (как в каббалистике, пифагореизме и Христианстве) необходимостью выбора одной из них? Такую ориентацию, на наш взгляд, указывает упомянутая уже русская ижица, в которой сходятся все предельные противоречия основанной на них нашей уникальной традиции. Эта "параболическая" буква не просто "накладывается" на Ось Мира и ориентирует ее. Ижица сакрализует эту Ось, поскольку слово "мир" при ее употреблении в нем ("мvр" - "мvро") лишь чисто фонетически еще совпадает с понятием о космосе или отсутствии войны, а семантически обозначает ритуальный атрибут преподания благодати, инициации, известный как в Христианстве, так и в язычестве. В ижице, последней букве забытого ныне русского алфавита, сходится все, условно говоря, "добро и зло" России в их наиболее радикальных формах, не требуя "выбора" между собой и выводя весь остальной мир в принципиально иное состояние. Так и складывается своего рода трезубец Шивы, бога-разрушителя, чей ритуальный танец, тандава, символизирует конец всей Кальпы, тогда как Вишну способен только управлять ходом Манвантар. Именно это Древо "прорастает" из центра остановленной Свастики, из полюса, прекращая здесь циклы "вечного возвращения одного и того же". Свастику сменяет не менее традиционный, но менее исторически ангажированный гиперборейский трилистник, отличительный знак лебедей Аполлона, уносивших его на Север.

Инверсия этого символа невозможна, потому что она уже известна. Она выражена в символе пацифика, современной псевдо-альтернативы: 

Пацифик, заключенный в круг, несет в себе другую гиперборейскую руну - Юр, обратную Мадру и обозначающую смерть. Но - в данном случае не инициатическую смерть,  а именно "тепловую", как финал энтропии. Пацифик также соотносится с символом Мирового Древа, но - исходя из иллюзии, что его "корни" расположены в этом мире. Тогда как главным традиционно считается не принадлежащее ему "зерно", должное вырасти в "крону", также превосходящую этот мир.

Если в Мадре воплощается подлинная, "огненная", активная, "фаллическая" альтернатива современности, то пацифик представляет собой ее "водное", пассивное, "вагинальное" отражение. Вечное же их смыкание обозначает ситуацию "покоренного Огня", безысходной зеркальной инверсии, на которую обречена и которой ограничена Традиция, когда-то ведшая к чистому преодолению, но впоследствии усредненная, формализованная и "погашенная", превращенная в контр-традиционную пародию на саму себя. Однако, разотождествление Традиции и контр-традиции как взаимоисключающих альтернатив вовсе не означает разрушения нормативного синтеза между огнем и водой, этими традиционно взаимодополняющими стихиями реальности. Это разотождествление подразумевает разделение именно недвойственного, радикального их сочетания, которое, в сущности, и несет в себе Традицию, с одной стороны, и - их контр-традиционного усреднения, уравновешивания и погашения, с другой, которое наиболее ярко выражено в миссии сегодняшних "пацифизма", "феминизма", "либерализма", "консерватизма" и т.д. Иллюстрацией разотождествления этих "альтернатив", а точнее - Альтернативы и псевдо-альтернативы, может послужить известная космогоническая модель некоторых "индейских" мифологий, согласно которой мир должен быть "отнят" у стремящейся его "удержать и поглотить" водной стихии, - что вовсе не предполагает уничтожения ее самой. Но зато это предполагает окончательное размыкание и снятие "печати Соломона", символа инверсионного мира.

Однако, это размыкание и освобождение несовместимы с современным человечеством, способным жить только в рамках этой "печати", диктующей ложную альтернативу неснимаемого дуализма или тотального усреднения. Руна Мадр, помимо Древа Мира, имеет еще значение Человека. Но не просто человеческого индивидуума, а того, что в дальневосточной и исламской традициях именуется трансцендентным человеком. Он вообще называется "человеком" лишь потому, что появляется в этом мире. Хотя он рождается из чрева этой реальности, в ней для него нет ни вербальных, ни символических обозначений. И это - не очередная абсолютизация чего-то реального. Это - реализация Абсолюта.


Назад|Вперед
1