Вопрос Уробороса

Символ Мирового Древа часто сопровождается символом обвивающего его Мирового Змея (или Змеи). Змей выражает максимальную, интегральную мудрость циклического существования, и поэтому здесь не приемлемы никакие однозначно "позитивные" или "негативные" оценки этого персонажа. Тантрическая традиция видит в этом символе прежде всего жизненную энергию, Кундалини, поднимающуюся по позвоночному столбу от муладхара до сахасрара чакры, посредством чего происходит духовное пробуждение человека и реализация им высшего, надкосмического сознания. Герметический Кадуцей, изображающийся обычно в виде посоха, обвитого двумя змеями, символизирует активный баланс (а не энтропийное взаимопогашение) противоположных сил космоса. Наконец, Христианство не случайно призывает своих последователей быть "мудрыми как змеи".

Тем не менее, как указывает Керлот, зачастую "змея связана с "искушениями", встающими перед теми, кто преодолел ограничения материи и проник в реальность чистого Духа". Природа этих ограничивающих "искушений" состоит, прежде всего, в том, что они заставляют мыслить одной и той же последовательностью, соответствующей нескончаемым и похожим друг на друга змеиным кольцам. Так и сама "реальность чистого Духа" перестает восприниматься традиционно ("Дух дышит где хочет") и ей начинают неправомочно "предписывать" ту или иную парадигму.

Но если эта последовательность подвергнется абсолютизации, то всякое преодоление инверсии будет в таком случае лишь возвращением. И даже сверх-возможная, земная реализация Абсолюта, то "третье, рожденное недвойственностью", вновь тогда найдет себе в этой реальности "пару", и этот дуализм вновь усреднится, полностью повторяя тем самым процесс инверсии. Так "активные силы" Духа, необусловленные какой бы то ни было реальностью, превращаются в "реактивные", действующие лишь вследствие этой обусловленности. (1)

Преодоление инверсии, таким образом, это  уже не только не "возвращение" к чему-то, что было "до нее" (об этом уже было сказано), но даже и не "освободительный выход" на некий более высокий уровень. Всякий из этих "более высоких уровней", пусть даже кажущийся "открывающим путь", может подвергнуться неоправданной абсолютизации - и чем больше стремятся посредством его "освободиться", тем в действительности плотнее на нем "замыкаются". Таким образом, само ограничение, как последняя и главная негативная реальность, продолжает существовать. И в ней всякий "путь выхода" чреват такой концентрацией на идее "выхода", которая затмевает и даже подменяет собой собственно "путь". Что и представляет собой просто воспроизведение цикла инверсии, откуда пытались "выйти". Подлинно же освободительное - интегральное знание об этом ограниченном феномене - инверсии, знание всех ее возможностей, немыслимо вне ее контекста, потому что, как уже было показано, никакое преодоление неосуществимо без достижения того уровня, который стремятся преодолеть. А весь потенциал инверсии сосредоточен в том, кто ее ведет за собой, не так ли?

Таков риторический вопрос мудрого Змея, обвившего Мировое Древо. Но высшая форма символа Змея - это гностический Уроборос, змей, кусающий собственный хвост. И значит, для того, чтобы задать этот свой вопрос, он должен был его выпустить. А "замкнется" ли он вновь - зависит от того, согласятся ли с ним.

 

(1) Эти термины мы позаимствовали из работы С.Корнева "Мистика, Звездные Войны и один парадокс массовой культуры". (в текст)

Назад
1