Тем не менее, как указывает Керлот, зачастую "змея связана с "искушениями", встающими перед теми, кто преодолел ограничения материи и проник в реальность чистого Духа". Природа этих ограничивающих "искушений" состоит, прежде всего, в том, что они заставляют мыслить одной и той же последовательностью, соответствующей нескончаемым и похожим друг на друга змеиным кольцам. Так и сама "реальность чистого Духа" перестает восприниматься традиционно ("Дух дышит где хочет") и ей начинают неправомочно "предписывать" ту или иную парадигму.
Но если эта последовательность подвергнется абсолютизации, то всякое преодоление инверсии будет в таком случае лишь возвращением. И даже сверх-возможная, земная реализация Абсолюта, то "третье, рожденное недвойственностью", вновь тогда найдет себе в этой реальности "пару", и этот дуализм вновь усреднится, полностью повторяя тем самым процесс инверсии. Так "активные силы" Духа, необусловленные какой бы то ни было реальностью, превращаются в "реактивные", действующие лишь вследствие этой обусловленности. (1)
Преодоление инверсии, таким образом, это уже не только не "возвращение" к чему-то, что было "до нее" (об этом уже было сказано), но даже и не "освободительный выход" на некий более высокий уровень. Всякий из этих "более высоких уровней", пусть даже кажущийся "открывающим путь", может подвергнуться неоправданной абсолютизации - и чем больше стремятся посредством его "освободиться", тем в действительности плотнее на нем "замыкаются". Таким образом, само ограничение, как последняя и главная негативная реальность, продолжает существовать. И в ней всякий "путь выхода" чреват такой концентрацией на идее "выхода", которая затмевает и даже подменяет собой собственно "путь". Что и представляет собой просто воспроизведение цикла инверсии, откуда пытались "выйти". Подлинно же освободительное - интегральное знание об этом ограниченном феномене - инверсии, знание всех ее возможностей, немыслимо вне ее контекста, потому что, как уже было показано, никакое преодоление неосуществимо без достижения того уровня, который стремятся преодолеть. А весь потенциал инверсии сосредоточен в том, кто ее ведет за собой, не так ли?
Таков риторический вопрос мудрого Змея, обвившего Мировое Древо. Но высшая форма символа Змея - это гностический Уроборос, змей, кусающий собственный хвост. И значит, для того, чтобы задать этот свой вопрос, он должен был его выпустить. А "замкнется" ли он вновь - зависит от того, согласятся ли с ним.