Суфлеры, звездочеты и экстрасенсы

Триаду наиболее известных традиционных наук - алхимию, астрологию и магию - часто связывают с Герметизмом, тайной древнеегипетской традицией, восходящей к богу мудрости Тоту (Гермесу у греков) и нашедшей затем свои проявления в Христианстве и Исламе. Конечно, эти науки нельзя связывать исключительно с Герметизмом, поскольку их генеалогия наблюдается повсюду на земле - от Китая до Американского континента, однако, свое наиболее взаимосвязанное существование они обрели именно в Герметизме, почему они позднее и стали совокупно именоваться герметическими науками.

Изначально герметические науки имели вполне соответствовавший себе характер демонстрации и реализации чисто метафизического знания в космической реальности. В сущности, их миссия никогда не выходила за пределы космологии, т.е. трех проявленных миров - духовного, субтильного и плотного. Герметизм был совершенно ортодоксальной, чисто посвятительной научной традицией, смысл которой состоял в ритуальном воспроизведении макрокосмических процессов на микрокосмическом, человеческом уровне, что позволяло его адептам осуществлять духовную трансформацию и преодолевать низшие уровни космоса, реализуя высшие. На более высокое преодоление Герметизм не был ориентирован, что проистекало из его собственной природы. Тем не менее, он занимал вполне соответствовавшее себе место, представляя собой (особенно в эпоху Средневековья) именно ту живую тенденцию древней традиции, которая была впитана и по-новому раскрыта более молодыми традиционными формами.

Однако, впоследствии, при начавшейся деградации и этих традиционных форм, в самом Герметизме произошел выход на поверхность именно тех осадков, которые чреваты контр-инициацией. Как отмечал Рене Генон, герметические науки стали культивировать самоцельно, предавая забвению их изначальную связь с чистой метафизикой. И в итоге не могла не произойти инверсия - Герметизм стал своего рода "заложником" подчеркнуто психотехнических практик, поскольку выход на чисто духовный и интеллектуальный уровень для его адептов был уже закрыт.

Так, алхимия изначально была наукой об именно духовной трансмутации личности, о преображении ее "свинцовых", плотных и инерциальных свойств в бессмертное, небесное, божественное "золото". Но затем произошла стремительная профанация понимания алхимии, когда ее стали рассматривать как попытку сугубо материального превращения тех или иных веществ друг в друга. Все больше становилось деятелей, которых традиционные алхимики презрительно называли суфлерами - "раздувателями", "прожигателями угля". Этот процесс, кстати, коснулся и чрезвычайно древней, даосской алхимии, где один из ее крупнейших представителей, Гэ Хун, подвергал суровой критике тех, кто буквалистически воспринимал алхимические тексты, будучи способным в данном случае осуществлять лишь "ложную трансмутацию", когда происходит только ее внешняя видимость и возникают всевозможные притягательные, но бессмысленные амальгамы. Однако, в конечном счете, именно суфлеры и узурпируют алхимию, создают свои "школы" и сеют довольно опасные иллюзии, поскольку, обладая еще осколками традиционных знаний, они не могут их применить адекватно, а потому способны лишь инициировать алхимическую контр-традицию. Поэтому Генон  и указывал на невозможность восстановления подлинного статуса традиционных наук в современном мире, где они полностью подменены различными подделками, а секрет настоящей трансмутации и сублимации утерян вместе с инициатической регулярностью.

Трагедия герметических наук состоит в том, что они, изначально ориентированные на инициатическое свершение, либо окончательно утратили эту ориентацию, либо попали на службу откровенной контр-традиции. Первое произошло с астрологией, не менее важной древней герметической наукой. Ее изначальное предназначение состояло в познании циклических законов проявленного мира, связи зодиакальных созвездий (1) с точками смены циклов, в изучении эклиптических смещений, связи солнцестояний и равноденствий и т.д. А в той псевдо-науке, которую можно назвать "нео-астрологией", совершенно отсутствует подобный, качественный метод, она целиком и полностью посвящена тем или иным количественным исчислениям, не имеющим ничего общего с подлинными масштабами этой науки. Безо всякой связи с духовным Принципом, нео-астрологи в основном заняты лишь проблемой соответствий различных знаков Зодиака тем или иным индивидуальным психическим свойствам, которые никогда нормативно не играют решающей роли перед духовным и интеллектуальным статусом. Кроме того, даже эти исчисления зачастую делаются настолько грубо, что их гораздо правильнее было бы назвать гаданиями, что вообще уже не имеет отношения ни к какому аутентичному эзотеризму, являя собой жалкую пародию на него.

Третья герметическая наука - магия - может связываться с гаданиями только в ситуации своего предельного кризиса, когда она превращается из ясного традиционного ритуала в нечто хаотическое и сумбурное. Магия стоит ближе других герметических наук к психической сфере, и поэтому даже незначительная утрата ею духовного и интеллектуального вектора с неизбежностью влечет ее ко все более глубокому погружению в эту сферу. Когда же этот вертикальный вектор вовсе теряется, именно магия становится ярчайшим выражением возможностей низшего психизма. Так, любопытно, что древняя магия опасалась зеркальных отражений, чтобы не впустить в мир "инфернального двойника". В современной же магии это используется сплошь и рядом. И в конечном счете, магия превратилась именно в ту питательную среду, где оживают осадки мертвых традиций. Спиритизм, колдовство, ворожба, гадания на картах Таро, "ясновидение", "целительство" (2) и т.д. - все это представляет собой нелепую смесь из продуктов разложения древних традиционных форм и чисто индивидуальных психических иллюзий. Персоны, занимающиеся этим, вполне соответствуют имеющемуся в исламском эзотеризме понятию сахер ("колдун") - это предание о человеке, который решил проникнуть в духовную реальность нетрадиционным путем. И он встречает на своем пути закрытую дверь. Ему ничего не остается делать, кроме того, чтобы повернуться и уйти. Но - он уже не может "обратно" превратиться в простого профана, его душа уже претерпела некоторую необратимую трансформацию. Так он и становится "колдуном", способным общаться лишь с миром низшего психизма, аккумулируя те или иные его потенции.

При этом совершенно наивным выглядит современное противопоставление белой и черной магии. Даже если у какого-то называющего себя белым "мага" еще сохраняется рудиментарная связь с духовным, интеллектуальным миром, то он в любом случае вынужден подчинять ее своим психическим возможностям, а не наоборот, как того требует Традиция. И потому он способен лишь создавать и эксплуатировать различные тонкие препятствия ясному традиционному, инициатическому пути. Но наиболее печально именно широкое, массовое, медиакратическое распространение всевозможных "экстрасенсорных" заблуждений, приучающих человечество к поклонению тем или иным "чудесам". Внешние "чудеса" и "феномены" сами по себе еще никоим образом не являются доказательством их духовного, священного происхождения. Но, как спрашивал Генон, "если толпы так легко принимают "чудеса" какого-нибудь шарлатана, то разве удивительно, что они еще легче воспримут нечто более "впечатляющее"?" 


(1) Хотя следует отметить, что сам Зодиак является далеко не первичной астрологической моделью. (в текст)

(2) Весьма показательно и, парадоксальным образом, совершенно верно, что многие современные "целители" называют свои методы лечения "нетрадиционными"! (в текст)


Назад|Вперед
1