Глава 5

СЕЗОН ОСАДКОВ

                                                                                    Многие тени усопших заняты только тем, что лижут волны реки смерти, потому что она  течет от нас и еще сохраняет
                         соленый вкус нашего моря. От отвращения река эта  вздымается, начинает течь вспять и несет мертвых назад в жизнь. А они счастливы,
                             поют благодарственные песни и гладят возмущенную реку.
 
        Франц КАФКА
 
Религиозный кризис, усугубляющийся к концу цикла, связан в первую очередь с прогрессирующей потерей метафизического знания и традиционного эзотеризма. Схематически это можно уподобить уже не просто потере сферой своего центра - это соответствовало еще стадии окончания мифологического периода Золотого Века - но тому, когда куб религий сам стремительно теряет свои формы. Его углы, символизирующие догматически-экзотерическую специфику каждой религии и бывшие до поры чрезвычайно далекими друг от друга, вновь, под влиянием экуменических идей, "сглаживаются", сближаются, но - уже на принципах, обратных подлинному традиционному единству. Если в этом единстве центром была их трансцендентная, изначальная и чисто духовная общность, то при новом, эллиптическом сближении они группируются вокруг чисто психических сущностей, тем не менее, выдающих себя за "духовность", и даже - за "единственную духовность".

Ни одна отдельная традиционная форма не может существовать на всем протяжении цикла. Рано или поздно ее существование прекращается ("дух оставляет ее"), и она может влиться в следующую, более молодую и живую традицию. Но от нее остаются определенные психические осадки, способные производить извращенные и выродившиеся архетипы, претендующие, однако, на роль "древних учений". В течение цикла эти осадки различных ушедших традиций незримо накапливаются, служа питательной средой для такого негативного явления, как нео-спиритуализм. Он представляет собой набор поверхностных, и зачастую попросту галлюцинативных идей современных оккультистов, в котором синкретически перемешаны как разложившиеся архетипы мертвых традиционных форм, так и сугубо модернистические заблуждения, основанные на "эволюционизме", "сциентизме", "витализме", "морализме" и т.д.

И в конечном итоге, историческая инерция, исключающая всякий намек на подлинное преодоление, понуждает внешние и лишившиеся полноценного эзотеризма религиозные формы к объединению вокруг именно этого феномена. В возникающей эллиптической орбите новым радиусом становится уже не традиция, но - контр-традиция, "обратная духовность". А тотальная инверсия начинается с того момента, когда эта метаморфоза еще и представляется как "возрождение". Причем это "возрождение" уже не является восстановлением лишь тех или иных экзотерических норм - оно претендует и на "восстановление эзотеризма", черпая его из описанных осадков Традиции. Но если подлинный эзотеризм всегда восходит к непосредственной духовной реальности, то эта его вульгарная подделка принципиально ограничена рамками низшего психизма, способного, однако, внешне полностью пародировать явления традиционной духовности. И сами эти осадки отнюдь не являются чем-то "случайным" - они играют свою особую роль в реальности, увлекая в последние моменты цикла за собой в безвозвратную кромешную тьму всех тех, кто не способен распознать и преодолеть могущественнейшую прелесть космических иллюзий. 


Назад|Вперед 
 
1