Так, показательно, что в Исламе принцип хакика, соответствующий чисто метафизическому познанию, реализуется только посредством другого принципа - тарика, обозначающего ритуальные, посвятительные "средства" этого познания. И только их сочетание - ат-тасаввуф - составляет целостную Традицию.
Таким образом, Традиция представляет собой непрерывную инициатическую цепь метафизического знания. Она никогда не остается чем-то "застывшим" и "прошлым", существуя на протяжении всего космического цикла и предопределяя историческую смену вторичных традиционных форм, которые могут "рождаться", "устаревать" и "умирать" - точно так же, как и люди, живущие в рамках той или иной из них. И аутентичность той или иной вторичной традиции, ее соответствие изначальному архетипу поверяются именно тем, способна ли она дать своим адептам инициатическую возможность преодолевающего восхождения или же замкнулась всебе и стала "заблудшим звеном" в цепи, своего рода "тормозом".
Подобное негативное превращение становится возможным в том случае, если
какая-либо вторичная традиционная форма исторически деградирует настолько,
что предает забвению единый интегральный исток. И если подлинная традиционная
духовность всегда обращена к этому истоку, то подобная самоабсолютизация
какой-либо из этих форм и является обратной духовностью. Она всегда
связана с тем или иным ограничением метафизического кругозора, которое
в конечном итоге приводит к подмене духовной реальности различными субтильными
иллюзиями. Но "венцом" инверсии становится то, что какая-то из этих вторичных
традиционных форм в конце цикла своего существования начинает выдавать
себя за саму первичную Традицию, превращаясь тем самым в действительности
лишь в пародию на саму себя.