Традиция утверждает в истории закон соответствий, который не имеет ничего общего с "повторением прошлого". Этот закон выражается в том, что никакие исторические формы не повторимы, но имеют лишь ту или иную инициатическую и символическую взаимосвязь, окутанную тайной "реализации Божественного плана на земле" (по выражению средневекового исламского мыслителя Мохиддина ибн Араби). Первоначальная простота метафизики реализуется всякий раз в исторически новой цветущей сложности. Однако, этой реализации, как ни парадоксально, препятствует именно прежняя цветущая сложность, вернее, оставшиеся от нее навязчивые образы, видения и архетипы, принадлежащие не вечности, но времени, однако, претендующие на то, чтобы "стать" вечными. Что является полнейшей иллюзией, поскольку то, что имело начало, как любая цветущая сложность, вечным уже не является по определению.
Но если "дух дышит, где хочет", то душа склоняется к "обожествлению" этих преходящих форм. Это "обожествление" имеет сугубо психическую природу, которая, утратив знание о принципиальных духовных закономерностях, как раз и порождает Арлекина, принимающегося эти формы "реставрировать". И, более того, отождествлять с ними Традицию как таковую. Таким образом, здесь можно выделить еще один критерий отличия Традиции от контр-традиции - последняя всегда стремится к реставрации, так как, абсолютизируя те или иные внешние формы Традиции, она совершенно не обладает метафизическим знанием о ее революционной, свастической, радикально обновляющей сущности. И если исторически контр-традиция не исчерпывается буквальным реставрационизмом, то, во всяком случае, содержит его непременно.
В современном мире все более проступают черты именно такой эволюции
- все, что имеет внешне "традиционные" черты, ныне постепенно входит в
моду, предопределяя множество политических, культурных и стилевых трансформаций.
В этом отражается смутное предчувствие энтропийного мира о своем близком
конце, который пытаются тщетно предотвратить за счет реставрации тех или
иных атрибутов прошлого. Но если в свое время они вполне органично соответствовали
собственному периоду "реализации Божественного плана", то
в современном мире они являются в своем пародийном и опереточном, "арлекиническом",
хотя и донельзя серьезном виде. Эта подмена Изначального, нуждающегося
в новом проявлении, на идеи "возвращения к прошлому", "возрождения"
и т.п. и становится ярким признаком инверсии, происходящей в конце исторического
цикла. Самое забавное, что апологеты архаизма и консерватизма зачастую
оправдывают свою деятельность именно "страхом конца", хотя, углубляясь
в прошлое, сами же его приближают! В апокрифическом Евангелии от Фомы
указано именно это направление: "Ученики спросили Иисуса: "Скажи
нам, каким будет наш конец?" Иисус сказал им: "Открыли ли вы начало, чтобы
искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец."