Христианство, воспринявшее Крест в качестве своего конфессионального символа, первоначально рассматривало его именно так. Именно с Крестом соотносятся известные евангельские слова Иисуса: "Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь". В них выражена вся структура традиционной инициатической реализации.
Символ Креста необходимо
рассматривать не на плоскости, но в объеме, как пересечение трех перпендикулярных
осей - одной вертикальной и двух горизонтальных. Жизнь представляет
собой одну горизонтальную ось, Истина - другую, а Путь -
вертикаль.
Следование точки по оси Жизни может как приближать к пересечению с осью Истины, так и отдалять от нее. Если второй случай связан с инерциальным движением точки в циклическом потоке становления, то первый предусматривает ее самопреодоление. Самопреодоление - это отказ точки от иллюзии "абсолютности" своей психо-физической жизни и признание духовно-интеллектуальной истины превышающей ее. Таким образом, движущаяся по оси Жизни самопреодолевающая точка неизбежно приходит к пересечению с осью Истины и начинает принадлежать также и ей. Эта стадия соответствует Малым Мистериям. Здесь адепт претерпевает символическую смерть в окружающем его инерциальном, "историческом" мире и переживает второе рождение - в Духе, реализуя свое космически-изначальное, "адамическое" состояние, открывая внутреннее Я. Однако, схематически точка может и миновать центр, получив в нем потенциальную, виртуальную инициацию, но не пожелав или не сумев ее эффективно реализовать. Но всякое инициатическое знание без отождествления с ним - бесплодно, и потому эта точка просто движется далее по оси Жизни, вновь попадая в поток становления. (1)
Но достижение центра пересечения горизонтальных осей является лишь промежуточной целью. Здесь по инициатической логике, восходящая точка должна осуществить свое третье рождение, которое соотносится с выходом за рамки космоса как такового и с отождествлением ее с надкосмическим Принципом. Переход восходящей точки на вертикальную ось соответствует Великим Мистериям и обретению адептом Пути как такового. Именно эта стадия соотносится с христианским понятием Воскресения.
Таким образом, очевидно, что для того, чтобы выйти на вертикальную ось, точка должна совершить и самопреодоление своего духовно-интеллектуального статуса, "погашаясь" перед Принципом и отождествляясь с ним. Иными словами, она должна преодолеть обретенную ею Истину ради Пути.
Естественно, на это способны не все восходящие точки. И поэтому многие из них, достигнув пересечения с осью Истины, расходятся по ней в разные стороны. Они теперь "ищут истину", только отдаляясь от центра. И этот отказ от нормативной реализации Пути приводит их и к другой, более печальной ошибке - будто этот горизонтальный "поиск истины" и представляет собой "Путь". Хотя в символе Креста совершенно очевидно, что Путь начинается только с центрального единства всех Истин, всех отдельных традиций, сквозь которые должна быть "увидена" Традиция интегральная.
Но если достигнута даже единая Истина, но - не преодолена волей
к Пути, она становится самодовлеющей, подчиняющей, а не освобождающей.
Это - инверсия Истины, что тождественно ее превращению в ложь. Подобное
же, впрочем, можно сказать и о самой вертикальной оси Пути - если
точки, вышедшие на нее, стремятся лишь достичь какого-либо реального Принципа
и "остановиться" на нем, без воли к его преодолению - они следуют схематически
вниз, в действительности только отдаляясь от него. Реализовавший же
всю "полноту силы Креста", согласно апокрифическому Евангелию
от Филиппа, "сей более не христианин, но он - Христос".
Но кто тогда тот, для кого Христианство - это все, что угодно, кроме этой
полноты?