Последним историческим проявлением кастовой деградации было аэрократическое противостояние "Запада", основанного на власти вайшьев, торговцев и ремесленников, и советского коммунизма, как воплощения власти последней касты - шудр, пролетариев. Ниже в традиционной логике истории более нет никаких каст. Но тем не менее, это противостояние внешним, видимым образом как будто завершилось победой касты вайшьев. Однако, такой "возврат" к предыдущей стадии с точки зрения неизменного исторического нисхождения в ходе цикла выглядел бы явным абсурдом. В чем же дело?
Ответ в том, что современные "вайшьи", в сущности, вайшьями не являются. Если традиционный капитализм, связанный с "третьим сословием", опирался на такие его неизменные (хотя и гораздо менее значимые по сравнению с высшими сословиями) атрибуты, как частная собственность, предприимчивость, рационализм и ведущая роль производителя, то после победы над коммунизмом капитализм предстает в совершенно ином свете. Отныне главным в нем становятся не эти критерии, а - включенность в единую глобальную монополистическую систему. Эта система мировой банкократии и транснациональных корпораций сама подавляет частную инициативу и низводит производителя на уровень подданного своей финансовой мощи. (Речь идет не столько о "кредитах" и "долгах", сколько о самой "виртуализации денег".) Если традиционные буржуа выполняли соответствующую себе функцию обеспечения экономических потребностей традиционных обществ, то в новой ситуации, когда традиционных обществ более не осталось, "нео-вайшьи" ориентируются на установление некоего глобального "Нового мирового порядка", в котором экономические интересы абсолютизированы и подчинены уже не потребностям человечества, а самим себе. Иными словами, прибыль из средства превратилась в самоцель.
Все это позволяет сделать вывод о начале совершенно непредвиденного и беспрецедентного периода, в котором происходит инверсионная реставрация снизу вверх всей системы традиционного социального уклада, отстраиваемого теперь уже на совсем других принципах. И это "отстраивание" представляет собой не что иное, как последовательное утверждение контр-традиции в кастовом плане. (1)
Поэтому можно предположить, что следующим ее этапом после повсеместного установления экономикоцентрического "Нового мирового порядка" станет столь же извращенная реставрация власти кшатриев, или, вернее, "нео-кшатриев". Именно эту тенденцию Генон предвидел в современных "подделках традиционных концепций, таких, как "Священная империя". И, более того, даже утверждал, что именно такая социальная организация должна стать выражением контр-традиции на социальном уровне.
Действительно, в современном мире можно все более наблюдать, как те же самые люди, которые еще вчера были яростными приверженцами "либерального рынка", в одночасье становятся сторонниками "сильной государственности". При этом предыдущая стадия "нео-вайшьев", основанная на всемирной банкократии, ничуть не отрицается, но даже напротив - именно она и укрепляется таким образом, что предстает во внешних формах имперской и шире - средневековой традиции. Любопытное подтверждение именно такой актуальной тенденции дает известный представитель школы философской апокалиптики, профессор Мюнстерского университета Борис Гройс: "Прошлое идеализируется в качестве модели для новой технической утопии. Победившее научно- техническое сознание Нового времени благосклонно и благородно провозглашает готовность воплотить идеалы своих заклятых врагов и тем завершить свое торжество".
"Священная империя" отличается от "Нового мирового порядка" тем, что она апеллирует уже к сакральным и духовным ценностям, ставя их себе на службу, превращая в главную опору своего порядка, который теперь обосновывается не только индивидуализмом, но и "традиционалистской" демагогией. (2) Подчиняясь этой логике, апологеты "Священной империи" могут даже отбросить свои "демократические" одежды и прибегнуть к совершенно тоталитарному, силовому утверждению "либеральных ценностей", к жестокому насаждению "нравственности", к нетерпимой проповеди "терпимости" и т.д. вплоть до некорректных обвинений и действий по отношению к "нарушителям политкорректности". Исследуя современные гонения на "секты", публицист Александр Шерман приходит к парадоксальному выводу: "Оградить индивидуума от его свободы - вот задача либерального общества". А судя по тому, что "ограждение" это часто сопровождается апелляцией к "защите традиционных устоев", в нем самом можно разглядеть черты того масс-медийного образа "фашистского концлагеря", симпатию к которому либералы охотно приписывают всем нелибералам.
Ясным критерием фальшивости этой контр-традиционной "Священной империи" является то, что она представляет собой не что иное, как формальную иновариацию современного капитализма, доведение до предела его "империалистической" стадии, не имеющей ничего общего с традиционной идеей Империи, всегда основанной именно на метафизически- вертикальной ориентации, сакрально-субъектном центре и символико-героическом мифе.
Имперское устройство всегда предполагает реализацию определенного геополитического
проекта - в отличие от "Нового мирового порядка", который остается
на уровне глобального эфирократического "пространства". Но
в ситуации когда, как мы уже отмечали, геополитика вытеснена геоэкономикой,
все геополитические проекты с неизбежностью становятся лишь функциями
от тех или иных финансово- экономических нужд, а не восходят к идее традиционного,
сакрального восприятия пространства. Но даже если предположить такое обращение,
то оно ныне способно привести лишь к неоправданной абсолютизации того или
иного государства, региона или континента, которые были бы противопоставлены
глобальному режиму. А такое метафизически ошибочное противопоставление
партикулярной части единому целому типологически и было началом современного
мира, когда "Запад" начал свое противостояние всему остальному
человечеству. Поэтому все сегодняшние попытки предпринять то же самое,
только в обратной перспективе - против всего "современного мира",
с неизбежностью приведут не к его преодолению, а лишь к усугублению инверсионного
кризиса: "Священная империя" против "Нового мирового порядка" сама превратится
в "имперскую" форму этого "порядка" на своей территории.
(1) Именно об этом процессе,
на наш взгляд, говорится в Книге Пророка Наума: "Купцов у
тебя стало более, нежели звезд на небе; но эта саранча рассеется и улетит.
Князья твои - как саранча, и военачальники твои - как рои мошек, которые
во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются,
- и не узнаешь места, где они были. Спят пастыри твои, царь Ассирийский,
покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать
его." (3, 16-18) (в текст)
(2) Протестантизм, к примеру, прямо провозглашает право на частную собственность "священным". И это давно никого не удивляет! (в текст)