Войны мертвых традиций и ожившие призраки

"Нео-кшатрийский" характер текущей современности наглядно проявляется в разрастании региональных войн, которого не знали традиционные цивилизации. Для некоторых современных регионов война становится повседневной реальностью, способом жизни.

Мир во многих традициях наделяется качествами богоприсутствия, поэтому его нельзя просто охарактеризовать как "отсутствие войны". Это - качественно особое состояние. В исламском эзотеризме подлинный мир завоевывается лишь в Великой священной войне (El-jihadul akbar), которая обозначает внутреннее духовное преодоление кшатрием всех преходящих атрибутов мира сего, его инициатическую победу над "врагами внутри себя", по определению Генона. Малая же священная война (El-jihadul acghar) является лишь выражением этой Великой священной войны на социальном уровне. Используя здесь эти исламские термины, мы считаем необходимым подчеркнуть, что к современному, в основном протурецки и просаудовски ориентированному Исламу имеет отношение лишь последний из них.

Но преобладание Малого над Великим, а тем более его самоценность, способны привести к инверсии самих понятий мира и порядка, обозначающих отныне именно "отсутствие войны", и не более того. Это не только внутренне умерщвляет традицию, но и ставит ее в зависимость перед другим, уже анти-традиционным "порядком" - "Новым мировым", который, разжигая эти региональные войны, впоследствии стяжает себе лавры "доброго миротворца". А умерщвление традиций очевидно еще и в том, что тотальная экзотерическая война одной из традиций против другой совершенно закрывает возможности эзотерического диалога между ними, который не только указал бы на их общий исток, но и, в политическом контексте, осуществил бы подлинно миротворческую миссию, пародию на которую ныне представляют собой всевозможные "международные миротворцы" и "контактные группы".

Так, в современной Югославии происходит (кто решится утверждать, что она окончена? - прим. 1998 г.) именно такая - Малая священная война, которая, тем не менее, рассматривается воюющими сторонами как единственная. Показательно, что лидеры всех трех сторон - сербов, хорватов и мусульман - являются, в сущности, противниками "Нового мирового порядка", однако, вынуждены постоянно солидаризоваться с его эмиссарами, когда речь идет об их помощи против враждебной стороны. Та же ситуация складывается и в ходе палестино-израильского конфликта, который с обеих сторон также представляет собой Малую священную войну, где главными судьями вновь выступают не представители эзотерической традиции обеих сторон, а посланники "Нового мирового порядка".

Эти войны, подавленные в одном регионе, с фатальной неизбежностью вспыхивают в других. И это является ярчайшим свидетельством выхолащивания традиций, от которых остается лишь бравая воинственность в достижении целей, заведомо ничтожных перед мощью всего современного мира, не затрагивающих его сущностную природу. Поэтому "Новый мировой порядок" жизненно заинтересован в нагнетании этих войн, солдаты которых полагают, что сражаются за "справедливость". Но в чем заключается эта справедливость, как не в сведении ее к тем или иным территориальным уступкам? Как обрести эту справедливость, если традиционные критерии мира и войны утрачены? "Война" и "мир", видоизменившиеся до утраты своей сути, - отмечал Мартин Хайдеггер, - втянуты в общее блуждание и, нераспознаваемые из-за отсутствия различия, растворились в пустом процессе нарастающего манипулирования всем, чем можно манипулировать. На вопрос, когда будет мир, нельзя ответить не потому, что длительность войны не поддается оценке, а потому, что сам вопрос спрашивает о чем-то таком, чего уже больше нет, ведь и война уже не есть нечто такое, что могло бы окончиться миром... Эта долго длящаяся в своей длительности война переходит не в мир прежнего рода, но в состояние, когда военное уже не воспринимается как военное, а мирное становится бессмысленным и бессодержательным.(1)

Состояние Саламандры - огненного героя, обретается только прохождением его сквозь Великую Священную войну, сжигающую любые иллюзии о победе в войне Малой, о какой бы то ни было ценности самоценно достигнутого "мира". Потому что любая забывшая о Великой Малая священная война ведется лишь на внешнем плане, и потому - бессильна против того, что прорастает изнутри самого ее ведущего. А этим "прорастающим" зачастую являются именно те "негативные" факторы (догматические или еретические, тоталитарные или анархические, имперские или сепаратистские, и т.д. - вплоть до этических), против которых эта Малая священная война и направлена. Поэтому не прошедшие внутри себя Великую Священную войну подобны персонажу сербской мифологии Вуку, который, сражаясь с Ястребацким драконом, в ходе битвы сам превращается в него. 


(1) Очевидно, что чеченская война "окончилась" именно таким "миром". (в текст)
Назад|Вперед 
1