Мир во многих традициях наделяется качествами богоприсутствия, поэтому его нельзя просто охарактеризовать как "отсутствие войны". Это - качественно особое состояние. В исламском эзотеризме подлинный мир завоевывается лишь в Великой священной войне (El-jihadul akbar), которая обозначает внутреннее духовное преодоление кшатрием всех преходящих атрибутов мира сего, его инициатическую победу над "врагами внутри себя", по определению Генона. Малая же священная война (El-jihadul acghar) является лишь выражением этой Великой священной войны на социальном уровне. Используя здесь эти исламские термины, мы считаем необходимым подчеркнуть, что к современному, в основном протурецки и просаудовски ориентированному Исламу имеет отношение лишь последний из них.
Но преобладание Малого над Великим, а тем более его самоценность, способны привести к инверсии самих понятий мира и порядка, обозначающих отныне именно "отсутствие войны", и не более того. Это не только внутренне умерщвляет традицию, но и ставит ее в зависимость перед другим, уже анти-традиционным "порядком" - "Новым мировым", который, разжигая эти региональные войны, впоследствии стяжает себе лавры "доброго миротворца". А умерщвление традиций очевидно еще и в том, что тотальная экзотерическая война одной из традиций против другой совершенно закрывает возможности эзотерического диалога между ними, который не только указал бы на их общий исток, но и, в политическом контексте, осуществил бы подлинно миротворческую миссию, пародию на которую ныне представляют собой всевозможные "международные миротворцы" и "контактные группы".
Так, в современной Югославии происходит (кто решится утверждать, что она окончена? - прим. 1998 г.) именно такая - Малая священная война, которая, тем не менее, рассматривается воюющими сторонами как единственная. Показательно, что лидеры всех трех сторон - сербов, хорватов и мусульман - являются, в сущности, противниками "Нового мирового порядка", однако, вынуждены постоянно солидаризоваться с его эмиссарами, когда речь идет об их помощи против враждебной стороны. Та же ситуация складывается и в ходе палестино-израильского конфликта, который с обеих сторон также представляет собой Малую священную войну, где главными судьями вновь выступают не представители эзотерической традиции обеих сторон, а посланники "Нового мирового порядка".
Эти войны, подавленные в одном регионе, с фатальной неизбежностью вспыхивают в других. И это является ярчайшим свидетельством выхолащивания традиций, от которых остается лишь бравая воинственность в достижении целей, заведомо ничтожных перед мощью всего современного мира, не затрагивающих его сущностную природу. Поэтому "Новый мировой порядок" жизненно заинтересован в нагнетании этих войн, солдаты которых полагают, что сражаются за "справедливость". Но в чем заключается эта справедливость, как не в сведении ее к тем или иным территориальным уступкам? Как обрести эту справедливость, если традиционные критерии мира и войны утрачены? "Война" и "мир", видоизменившиеся до утраты своей сути, - отмечал Мартин Хайдеггер, - втянуты в общее блуждание и, нераспознаваемые из-за отсутствия различия, растворились в пустом процессе нарастающего манипулирования всем, чем можно манипулировать. На вопрос, когда будет мир, нельзя ответить не потому, что длительность войны не поддается оценке, а потому, что сам вопрос спрашивает о чем-то таком, чего уже больше нет, ведь и война уже не есть нечто такое, что могло бы окончиться миром... Эта долго длящаяся в своей длительности война переходит не в мир прежнего рода, но в состояние, когда военное уже не воспринимается как военное, а мирное становится бессмысленным и бессодержательным." (1)
Состояние Саламандры - огненного героя, обретается только прохождением его сквозь Великую Священную войну, сжигающую любые иллюзии о победе в войне Малой, о какой бы то ни было ценности самоценно достигнутого "мира". Потому что любая забывшая о Великой Малая священная война ведется лишь на внешнем плане, и потому - бессильна против того, что прорастает изнутри самого ее ведущего. А этим "прорастающим" зачастую являются именно те "негативные" факторы (догматические или еретические, тоталитарные или анархические, имперские или сепаратистские, и т.д. - вплоть до этических), против которых эта Малая священная война и направлена. Поэтому не прошедшие внутри себя Великую Священную войну подобны персонажу сербской мифологии Вуку, который, сражаясь с Ястребацким драконом, в ходе битвы сам превращается в него.