Спасение как заточение

Миф о возможности личного спасения - еще один ярко выраженный инверсионный миф, появившийся вследствие анти-традиционных индивидуалистических заблуждений. И на этапе контр-традиции эти заблуждения выражаются в том, что понятие о достижении индивидуумом некоего высшего уровня перестает предусматривать преодоление им того, что составляет его отдельную, а значит и ограниченную индивидуальность.

Духовная реальность по своей сущности над-индивидуальна, и поэтому попытка "сохранить" некие индивидуальные особенности может привести восходящее существо, преодолевшее иллюзию абсолютности своей плотной природы, лишь на психический, субтильный уровень Мировой Души. Это достижение и именуется спасением. Генон писал об этом так: "Тот, кто достиг спасения, остается навеки заключенным в границах, определенных сущностью человеческой индивидуальности; он даже не помышляет о возможности Высшего Отождествления, и вся протяженность ангельских миров еще более отдаляет его от освобождения."

Конечно, спасение,  достижение райского бытия, являет собой необходимый и обязательный атрибут любого подлинного духовного опыта, является непреложной истиной - реализация изначального, райского, адамического состояния и составляет сущность Малых Мистерий. Но напомним, что, согласно традиционному символизму, категория Пути превышает даже саму Истину. И ему соответствует индуистское понятие мокша, которое подразумевает уже не спасение от того или иного космического уровня, не достижение того или иного циклического начала, но - окончательное освобождение от всего, что не является чистым Духом, от всевозможных проявленных, а значит конечных, реальностей. Иными словами, сам Рай должен рассматриваться лишь как необходимая ступень восхождения, но не абсолютизироваться сам по себе. Так, в Буддизме существует понятие Пари-Нирвана, подразумевающее преодоление личной Нирваны и "самопогашение" перед над-индивидуальным Принципом.

В зороастрийской мифологии есть одно очень глубокое предание о том, что каждая достигшая Рая спасенная душа выслушивает единственное предупреждение: "Блаженством в Раю может пользоваться только тот, кто согласится не спрашивать ни о чем и навсегда отречься от этого права. Желающий задавать вопросы может говорить, и Ангелы должны объяснить ему все, что он потребует. Но спрашивающий теряет право оставаться в Раю дольше, чем нужно для того, чтобы выслушать объяснения".

Таким образом, сам Рай представляет собой хотя и возвышенную по отношению к "падшему" миру, но все же весьма ограниченную и довольно сковывающую реальность, которую, например, суфии (по Генону, Суфий - тот, кто осуществил отождествление с Принципом) уже называли "еще только тюрьмой". 


Назад|Вперед 
 
1