Духовная реальность по своей сущности над-индивидуальна, и поэтому попытка "сохранить" некие индивидуальные особенности может привести восходящее существо, преодолевшее иллюзию абсолютности своей плотной природы, лишь на психический, субтильный уровень Мировой Души. Это достижение и именуется спасением. Генон писал об этом так: "Тот, кто достиг спасения, остается навеки заключенным в границах, определенных сущностью человеческой индивидуальности; он даже не помышляет о возможности Высшего Отождествления, и вся протяженность ангельских миров еще более отдаляет его от освобождения."
Конечно, спасение, достижение райского бытия, являет собой необходимый и обязательный атрибут любого подлинного духовного опыта, является непреложной истиной - реализация изначального, райского, адамического состояния и составляет сущность Малых Мистерий. Но напомним, что, согласно традиционному символизму, категория Пути превышает даже саму Истину. И ему соответствует индуистское понятие мокша, которое подразумевает уже не спасение от того или иного космического уровня, не достижение того или иного циклического начала, но - окончательное освобождение от всего, что не является чистым Духом, от всевозможных проявленных, а значит конечных, реальностей. Иными словами, сам Рай должен рассматриваться лишь как необходимая ступень восхождения, но не абсолютизироваться сам по себе. Так, в Буддизме существует понятие Пари-Нирвана, подразумевающее преодоление личной Нирваны и "самопогашение" перед над-индивидуальным Принципом.
В зороастрийской мифологии есть одно очень глубокое предание о том, что каждая достигшая Рая спасенная душа выслушивает единственное предупреждение: "Блаженством в Раю может пользоваться только тот, кто согласится не спрашивать ни о чем и навсегда отречься от этого права. Желающий задавать вопросы может говорить, и Ангелы должны объяснить ему все, что он потребует. Но спрашивающий теряет право оставаться в Раю дольше, чем нужно для того, чтобы выслушать объяснения".
Таким образом, сам Рай представляет собой хотя и возвышенную по отношению к "падшему" миру, но все же весьма ограниченную и довольно сковывающую реальность, которую, например, суфии (по Генону, Суфий - тот, кто осуществил отождествление с Принципом) уже называли "еще только тюрьмой".