Однако, изначальная традиционная мифология вовсе не "зацикливалась" на проблеме циклизма. В мировоззрении Золотого Века нет идеи "возвращения" и, тем более, "повторения", оно существует в категории здесь и сейчас. Золотой Век, как уже указывалось, вне исторического цикла - поскольку с началом этого цикла, а значит - с началом нисхождения, он кончается. Именно поэтому в традиционных календарных ритуалах важна не длительность, но особые моменты, в которые происходят важнейшие мистерии. Каждый из этих моментов является уникальным и никогда буквально не аналогичен подобным как на протяжении года, так и соответствующим ему по интервалу. Это и есть мифологическое "преодоление истории", о котором писал М.Элиаде. Однако, в своем важном труде "Миф о вечном возвращении" он, по-видимому, все же упустил из виду, что "страх перед историей" ликвидировался в традиционном мифе вовсе не благодаря знанию о циклических законах (мол, все повторится), но - благодаря преодолению их самих.
Сама циклическая доктрина для Золотого Века выступает лишь как констатация преодолеваемого, а не как пассивное, женственное "упование", и уж, тем более, не абсолютизируется. Показательно, что в традиционных индуистских, джайнистских, буддистских представлениях Сансара, "круг вечного возвращения", никогда не наделялась позитивными характеристиками, а блуждание по ней предназначалось лишь для неспособных к ее преодолению и выходу в неподверженное циклическим законам состояние Нирваны. Поэтому творцы и последователи современных нео-мифологических, "реинкарнационистских" теорий, стремящиеся к "новым жизням", на деле обрекают себя лишь на безвыходные скитания по кругам всегда одного и того же Ада.