Преподобный Антоний Дымский, 17 век
 

Александр Костин

ПУДОЖСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Территория Пудожского района - один из исторических центров старообрядчества на Севере России. Уже в 80-х годах XVII в. здесь обосновались многие проповедники старой веры, сумевшие основать ряд поселений (скитов, пустыней) и привлечь на свою сторону местное население. В исторических документах имеются указания на то, что в 1691 году старообрядцы представляли собой значительную силу в Колодозерской волости, где у них был создан опорный пункт ("пристанище") около Салмозера. 

В это же время появились первые поселения старообрядцев на севере Пудожского края (входившем до революции в состав Повенецкого уезда), положившие начало знаменитой Выгореции. 

После Соловецкой осады 1668-1676 гг. и Палеостровских "гарей" 1685 и 1687 гг. в Пудожский край переместился центр активности сторонников "огненного крещения". В 80-90-е годы XVII века здесь произошло несколько крупных самосожжений, из них самое известное унесло в 1693 году около одной тысячи жизней. Точное место этой "гари" неизвестно до сих пор. 

Трагедия 1693 года - последняя в серии великих самосожжений в Олонецком крае, положившая конец наиболее драматическому периоду в истории русского старообрядчества. 

После этого центром притяжения старообрядцев стали выгорецкие скиты. По подсчетам автора, на территории южной Выгореции (сейчас северная часть Пудожского района) в разное время действовало более 20 скитов. Из них наиболее известны Николаевско-Ладожский и Кодозерский. 

Скиты южной Выгореции привлекали ревнителей "древлего благочестия" из Поморья, Центральной России, Каргополя, а также и пудожан. Отсюда выговские старцы ходили в пудожские деревни и вели пропаганду против никонианской церкви. В свою очередь, в XVII-XIX веках выгорецкие земли стали объектом карательных действий со стороны правительства и официальной церкви, воинские команды систематически нападали на скиты, разоряли их, жгли, а старообрядцев - хватали, арестовывали, а то и убивали. Особенный размах репрессии против старообрядцев Пудожского края приобрели в XVIII веке. 

По жалобе пудожгорского священника (очевидно в начале XVIII века), воинская команда прибыла в район к северу от Пудожгоры; монашеские кельи были разрушены и сожжены, а их обитатели отправлены в оковах в Новгород. 

В 1774 году воинская команда прибыла на Столпозеро и сожгла здесь объект паломничества старообрядцев (сюда приезжали даже из Сибири) - часовню на месте гибели от рук карателей инока Епифания. В том же году карательная экспедиция, имея в своем составе представителей духовенства, явилась в Тамбичозерский скит, по дороге хватая, избивая старообрядцев, вымогая у них деньги. По этому и другим фактам было возбуждено судебное дело "Об обидах, нанесенных олонецким духовенством тамошним записным раскольникам". 

В результате проводимой царским правительством, особенно при Николае I, политики по вытеснению старообрядцев из экономической и политической жизни, к концу XIX века в Пудожском крае остались разрозненные группы аристовцев, даниловцев, филипповцев, федосеевцев. В середине XIX века все выгорецкие скиты были закрыты, а церковные книги, иконы, другое имущество - либо сожжены, либо вывезены. 

В это же время в печати появляются сообщения о деятельности "скрытников" ("бегунов", "странников") в деревне Никитинской и на Пудожгоре. Отмечена находка бегунского кладбища, а также факт ухода пудожских "бегунов" в Каргопольский уезд с целью пропаганды своего учения. Кроме того, вплоть до начала XX века на Пудожгоре проживала небольшая группа странников-"безденежников". 

Таким образом, в целом по Пудожскому краю можно говорить об исчезновении здесь к началу ХХ века мощного пласта духовной и материальной культуры старообрядчества. 
 


Воспроизводится по сборнику научных докладов "Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры", Петрозаводск, 1994. 
 
Выгореция