Выговская намогильная доска
 

Максимилиан Волошин

СКАЗАНИЕ ОБ ИНОКЕ ЕПИФАНИИ

  
1 

Родился я в деревне. Как скончались 
Отец и мать, ушел взыскати 
Пути спасения в обитель к преподобным 
Зосиме и Савватию. Там иноческий образ 
Сподобился принять. И попустил Господь 
На стол на патриарший наскочити 
В те поры Никону. А Никон окаянный 
Арсена-жидовина 
В печатный двор печатать посадил. 
Тот грек и жидовин в трех землях трижды 
Отрекся от Христа для мудрости бесовской 
И зачал плевелы в церковны книги сеять. 
Тут плач и стон в обители пошел: 
Увы и горе! Пала наша вера. 
В печали и тоске с благословенья 
Отца духовного, взяв книги и иная 
Потребная в молитвах, аз изыдох 
В пустыню дальнюю, на остров 
На Виданьский — 
От озера Онега двенадцать верст. 
Построил келейку безмолвья ради 
И жил, молясь, питаясь рукодельем. 
О, ты моя прекрасная пустыня! 

Раз, надобен от кельи отлучиться, 
Я образ Богоматери с Младенцем — 
Вольяшный — медный поставил ко стене: 
— «Ну, свет-Христос и Богородица, храните 
И образ свой и нашу с вами келью». 
Пришел на третий день и издали увидел 
Келейку малую, как головню дымяшу. 
И зачал зря вопить: «Почто презрела 
Мое моленье? Приказу не послушала? Келейку 
Мою и твоея не сохранила?» Идох 
До кельи обгорелой, ан кругом 
Сенишко погорело вместе с кровлей, 
А в келье чисто: огнь не смел войти. 
И образ на стене стоит — сияет. 

В лесу окрест живуще бесы люты. 
И стали в келью приходить ночами. 
Страшат и давят: сердце замирает, 
Власы встают, дрожат и плоть и кости. 
О полночи пришли однажды двое: 
Один был наг, другой одет в кафтане. 
И, взяв скамью — на ней же почиваю — 
Нача меня качати как младенца. 
Я ж, осерчав, восстал с одра и беса 
Взял поперек и бить учал 
Бесищем тем, о лавку, вопиюще: 
— «Небесная царица, помоги мне!» 
А бес другой к земле прилип от страха, 
Не может ног от пола оторвать. 
И сам не вем, как бес в руках изгинул. 
Возбух я ото сна — зело устал, а руки 
Мокром-мокры от скверного мясища. 

В другой же раз, уснуть я не успел — 
Сенные двери пылко растворились 
И в келью бес вскочил, что лютый тать: 
Согнул меня и сжал так крепко, туго, 
Что пикнуть мне не можно, ни дохнуть. 
Уж еле-еле пискнул: «Помози ми!» 
И сгинул бес, а я же со слезами 
Глаголю к образу: «Владычица, почто 
Не бережешь меня? Ведь в мале-мале 
Злодей не погубил». Тут сон нашел 
С печали той великие и вижу, 
Что Богородица из образа склонилась,— 
Руками беса мучает, измяла 
Злодея моего и в руки мне дала. 
Я с радости учал его крушить и мять, 
Как ветошь драную, и выкинул в окошко. 
— «Измучил ты меня и сам пропал». 
Не долго по молитве взглянул в окно: 
Светает. 
Лежит бесище то, как мокрое тряпье. 
Помале дрогнул и ногу подтянул, 
А после руку... 
И паки ожил. Встал как будто пьян, 
И говорит: «Ужо к тебе не буду,— 
Пойду на Вытегру». А я ему: «Не смей 
Ходить на Вытегру,— там волость людна. 
Иди, где нет людей». А он, как сонный, 
От келейки по просеке пошел. 

Увидел хитрый Дьявол, что не может 
Ни сжечь меня, ни силой побороть, 
Так насади мне в келию червей, 
Рекомых мравии. Начаша мураши 
Мне тайны уды ясть, и ничего иного: 
Ни рук, ни ног, а токмо тайны уды. 
И горько мне, и больно — инда плачу. 
Аз стал их грешный — варом обливать, 
Рукой ловить, топтать ногой, они же 
Под стены проползают. Окопал я 
Всю келейку и камнем затолок. 
Они сквозь камни лезут. Из-под печи 
Кошницею в реке топить носил. 
Мешок на уды шил: не помогло — кусают. 
Ни рукоделья делать, ни обедать, 
Ни правил править. Бесьей той напасти 
Три было месяца. На последях 
Обедать сел, закутав уды крепко. 
Они ж — не вем как,— все-таки кусают. 
Не до обеда стало: слезы потекли. 
Пречистую тревожить все стеснялся, 
А тут взмолился к образу: «Спаси, 
Владычица, от бесьей сей напасти!» 
И вот с того же часа 
Мне уды грызть не стали мураши. 
Колико немощна вся сила человека! 
Худого мравия не может одолеть, 
Не только Дьявола без Божьей благодати. 

2 

Пока в пустыне с бесами боролся, 
Иной великий Дьявол Церковь мучал 
И праведную веру истреблял, 
Как мурашей, святые гнезда шпарил, 
Да и до нас дошел. 
Отец Илья игумен Соловецкий — 
Велел писать мне книги в обличенье 
Антихриста, в спасение Царя. 
Никонианцы, взяв меня в пустыне, 
В темнице утомили, а потом 
Пред всем народом Пустозерским руку 
На площади мне секли. Внидох паки 
В темницу лютую и начал умирать. 
Весь был в поту, и внутренность горела. 
На лавку лег и руку свесил — думал 
Души исхода лучше часа нет. 
Темница стала мокрая, а смерть нейдет. 
Десятник Симеон засушины отмыл 
И серою еловой помазал рану. 
И снова маялся я днями на соломе. 
На день седьмой на лавку всполз и руку 
Отсечену на сердце положил. 
И чую: Богородица мне руку 
Перстами осязает. Я ее хотел 
За руку удержать, а пальцев нету. 
Очнулся, а рука платком повязана. 
Ощупал левой сеченую руку: 
И пальцев нет, и боли нет. 
А в сердце радость. 

Был в Москве в подворье у Николы 
Угрешского. И прискочи тут скоро 
Стрелецкий голова Бухвостов — лют разбойник 
И поволок на плаху на Болото. 
Язык урезал мне и прочь помчал, 
В телеге душу мало не вытряс мне, 
Столь боль была люта!.. 
О, горе дней тех! Из моей пустыни 
Пошел Царя спасать, а языка не стало. 
Что нужного, и то мне молвить нечем. 
Вздохнул я к Господу из глубины души 
«О скорого услышанья Христова!» — 
С того язык от корня и пополз 
И до зубов дошел и стал глаголить ясно. 

Свезли меня в темницу в Пустозерье. 
По двух годах пришел ко мне мучитель 
Елагин — полуголова стрелецкий, 
Чтоб нудить нас отречься веры старой. 
И непослушливым велел он паки 
Языки резать, руки отрубать. 
Пришел ко мне палач с ножом, с клещами, 
Гортань мне отворять, а я вздохнул 
Из сердца умиленно: «Помоги мне!» 
И в мале ощутил, как бы сквозь сон, 
Как мне палач язык под корень резал 
И руку правую на плахе отсекал. 
(Как впервой резали — что лютый змий кусал.) 
До Вологды шла кровь проходом задним. 
Теперь в тюрьме три дня я умирал. 
Пять дней сочилась кровь из сеченой ладони, 
Где был язык во рте — слюн стало много, 
И что под головой — все слюнами смочено: 
И ясть нельзя, понеже яды 
Во рту вращати нечем. 
Егда дадут мне рыбы, щей да хлеба, 
Сомну в единый ком, да тако вдруг глотаю. 
А по отъятии болезни от руки 
Я начал правило в уме творити. 
Псалмы читаю, а дойду до места: 
— «Возрадуется мой язык о правде 
Твоея!» — 

Вздохну из глубины,— слезинка 
Из глазу и покатится: 
— «А мне чем радоваться? Языка и нету»... 
И паки: «Веселися, сердце, радуйся, язык!» 
Я ж, зря на крест, реку: «Куда язык мой дели? 
Нет языка в устах, и сердце плачет». 
Так больше двух недель прошло, а все молю, 
Чтоб Богородица язык мне воротила. 
Возлег на одр, заснул и вижу: поле 
Великое да светлое — конца нет... 
Налево же на воздухе, повыше 
Лежат два языка моих: 
Московский — бледноват, а Пустозерский — 
Зело краснешенек. 
Взял на руку красный, и зрю прилежно: 
Ворошится живой он на ладони, 
А я дивлюсь красе и живости его. 
Учал его вертеть в руках, расправил 
И местом рваным к резаному месту, 
Идеже прежде был, его приставил, — 
Он к корню и прильни, где рос с рожденья. 
Возбпух я радостен: что хочет сие быти? 
От времени того помалу-малу 
Дойде язык мой паки до зубов 
И полон бысть. К яденыо и к молитве 
По-прежнему способен, как в пустыне. 
И слюн нелепых на устах не стало. 
И есть язык мне Богом данный новый 
Короче старого, да мало толще. 
И ныне веселюсь, и славлю, и пою 
Скорозаступнице, язык мне давшей новый. 

3 

Сказанье о кончине 
Страдальца Епифания и прочих, 
С ним вместе пострадавших в Пустозерске. 
Был инок Епифаний положен в сруб, 
Обложенный соломою, щепой и берестой 
И политый смолою. 
А вместе Федор, Аввакум и Лазарь. 
Когда костер зажгли, в огне запели дружно: 
— «Владычица, рабов своих прими!» 
С гудением великим огнь, как столб, 
Поднялся в воздухе, и видели стрельцы 
И люди Пустозерские, как инок Епифаний 
Поднялся в пламени Божественною силой 
Вверх к небесам и стал невидим глазу. 
Тела и ризы прочих не сгорели. 
А Епифания останков не нашли. 

1929
 

Воспроизводится по сборнику произведений Максимилиана Волошина "Средоточье всех путей...", Москва, 1989.
 
Выгореция