Данный текст представляет собой актуальное развитие идей, изложенных в работах Сергея Корнева "Мистика, Звездные Войны и один парадокс массовой культуры (Ницше через призму Делеза и Делез через призму Ницше: опыт буквального прочтения)" и "Tрансгрессоpы против симулякров".

Евгений Худобин

ШИЗОАНАЛИЗ
КАК ТРАНСГРЕССИВНАЯ ПРАКТИКА

Фрагмент из работы «Сервис-пак для программы Делеза»

(c) PostArt.Ru

Черные дыры Спектакля

Чтобы эффективно работать на взлом сложившегося в обществе спектакля пространства дискурса, субъект первоначально должен найти собственное, внутреннее пространство, свободное от какого-либо воздействия ролей, заданных ему системой. Является ли шизоанализ возможным и эффективным средством для этого самоосвобождения? В той форме, в которой он представлен у Делеза, нет. Мы уже установили основные причины этого: система уже слишком хорошо научилась нейтрализовывать шизопотоки, порою оставляя в полном неведении самих шизофреников, и наивно было бы надеяться на обратное.

Но все ли усилия Делеза в этом направлении были напрасны? Неужели невозможно каким-либо образом модернизировать, преобразовать его теорию шизоанализа для применения в современных условиях? На наш взгляд, практика трансгрессивного воздействия, кратко описанная нами ранее, как раз и является тем сервис-паком, который необходимо поставить сегодня программе Делеза с тем, чтобы она могла эффективно работать. Данный сервис-пак заключает в себе следующую маленькую, но очень существенную хитрость. Вместо того, чтобы пустить шизоидное сознание на самотек, оставить его для воздействия капиталистических информационных потоков и таким образом надеяться на скорую самодеструкцию реактивных сил, трансгрессивная практика позволяет производить шизофрению «управляемую».

Потоки, направляемые сегодня капитализмом – это потоки в никуда, потому что шизоидное сознание сегодня достигло предельной концентрации пустоты и превратилось, по Бодрийару, в огромную черную дыру, безвозвратно потребляющую конвейерные потоки удовольствия.1 Система ролей здесь – это то последнее, что власть в силах сделать для того, чтобы удержать современного человека от полной утери социального и втягивания во всеобщую массу бессознательного впитывания шизопотоков. По сути дела, мы живем в такое время, когда детерриториализация достигла своего крайнего предела, и вся власть капитализма держится не на подавлении, и даже не на соблазне, но скорее на собственном страхе перед массой, «социализовать» которую становится все сложнее и сложнее. Но та система ролей, навязываемая ей системой, то колоссальное действие эдипова комплекса, желание «земли под ногами» создают относительно надежный фиксатор планки детерриториализации/ ретерриториализации. Проблема в том, что если даже допустить сегодня триумф делезовской программы, то мы получили бы в итоге не более, чем ту самую массу, огромную черную дыру взвинченного до предела бессознательного, чье доведенное до крайней деструкции сознание просто не способно для проявления активных сил, для воли к настоящему. Это лишь возведенное в n-ю степень Ничто Воли, функционирующее по принципу бесконечного и безвозвратного потребления. Наиболее эффективное свойство шизоанализа, связанное с де- и перекодировкой потоков и их последующим направлением в информационное поле системы, таким образом, не выполняется. Сегодня система искусственно создает для своих «пациентов» различные информационные поля «по интересам» и наборы ролей, действующие лишь постольку, поскольку они способны насытить энергетический и информационный голод их участников.

В то же время трансгрессивная практика работает иначе: правильно поставленный трансгрессивный поток, проникая в сознание субъекта и проходя там декодировку, непременно должен вызвать ответное действие со стороны субъекта, в отличие от симулятивного потока, который после проникновения в сознание просто распадается в нем на Ничто. Здесь вырисовывается коренное различие между трансгрессором и симулякром: если последний служит лишь для насыщения информационного и энергетического голода субъекта, давая ему цепочку ничего не означающих виртуальных знаков, репрезентирующих те или иные элементы гиперреальности, то трансгрессор несет в аналогичной цепочке указатель на Ничто этой гиперреальности, сообщение, заставляющее сознание работать2.

Трансгрессор по своей природе деструктивен, он направлен именно на разрушение сложившегося субъекта в контексте виртуального пространства, на тотальную ломку пространства дискурса, в котором субъект находится, на образование того самого внутреннего пространства, в котором тот имеет шанс стать самим собой. А это, по сути, и есть рождение Воли к Ничто. Так или иначе, но все равно реактивные силы должны быть уничтожены благодаря самим же себе, чтобы расчистить место для действия сил активных. Это и есть освобождение от роли, от маски, надетой на субъекта в пределах дискурсивного простанства. Это и есть «заглянуть за», а далее все зависит от самого субъекта.3

Такая трансгрессивная практика по сути своей обладает основными свойствами делезовского шизоанализа, и таким образом мы получаем тот самый сервис-пак для него, включающий, помимо всего вышеперечисленного, технику работы с медиа-информацией как наиболее сильной и действенной формой передачи потоков, происходящей на уровне непосредственного контакта с реальностью без посредства знаковых цепочек. То есть можно сказать, что данный сервис-пак использует мощнейший инструмент построения виртуального мира, но с целью его же тотального разрушения. Таким образом, современный трансгрессивный шизоанализ – это управляемая деструкция, направленная на действие. Если классический шизоанализ работал на пассивную в некотором роде деятельность субъекта (декодированные потоки должны были сами собой направляться от субъекта обратно в систему уже вследствие самой шизофренической его природы), то шизоанализ трансгрессивный не ждет самоубийства системы, но генерирует в субъекте действие, способное одновременно как на взлом информационного поля системы внутри себя самого, так и в пределах его внешней деятельности.

Рожденные в СССР

В связи с рассмотрением нами «шизоидной» темы нельзя не вспомнить здесь про знаменитое московское «шизоидное подполье», обитатели которого, безусловно, ничего общего с программой Делеза не имели, и окрестили себя так совсем не от любви к постструктуралистским теоретикам. Как мы знаем, ориентация данного сообщества носила сугубо традиционалистско-мистический характер, подразумевающий своеобразную концепцию «спасения в аду». Совок же в то время и был таким адом, где атеизм и позитивистские идеи в сочетании с тоталитарностью в управлении достигли своего апогея. Известно, что это «погружение во тьму», штудирование западных мистиков и традиционалистов привело советских шизоидов к столь популярной сегодня в официальных кругах «евразийской идее». Рожденная как маргинальная, действительно сугубо подпольная доктрина, в нынешней РФ она окончательно превратилась в официальную политику власти.4 Тезис о том, что политику каждого государства на самом деле формируют «за кулисами» ее интеллектуалы, в данном случае абсолютно справедлив.

Более всего в этой ситуации любопытно то, что нынешний гиперцентрализм властей, с каждым днем более всего напоминающий как раз ту тоталитарную систему, против которой и боролись наши шизоиды, представляет собой зеркальную проекцию их абсолютно параноидальной идеи Москвы как Третьего Рима. То есть, по сути, с точки зрения программы Делеза (да и без нее) все это смотрится довольно комично: наши «шизоиды», находясь в свое время «в подполье», в оппозиции параноидальной советской системе, выбравшись оттуда «на поверхность», сами начали разрабатывать проект не менее, если даже не более параноидальный. И далее, если попытаться пойти дальше и разобраться в нынешней параноидальной политике системы с точки зрения взаимодействия информационных потоков, то мы получим следующую картину. Своими действиями система представляет сегодня по сути ту слепую, проводимую почти сразу по всем направлениям репрессивную политику, о которой мы говорили, рассматривая классический делезовский шизоанализ.Запуская колоссальное количество потоков ретерриториализации, нынешняя система избрала своей тактикой выстраивание внутри страны информационного поля, основанного на страхе и подчинении, что является своего рода прецедентом в современном западном мире: в США и Европе «пластмассовый мир победил» именно в силу своей хитрой и очень тщательно продуманной политики балансирования на грани страха и соблазна, но, тем не менее, все более и более безвольно склоняясь к неподконтрольному высвобождению последнего в черных дырах своих масс. В нынешней же РФ паранойя дошла до таких пределов, что уже не боится тянуть планку детерриториализации/ретерриториализации со всех сторон и со всех рук на себя. Нарастающая в стране с каждым годом параноидальная милитаризация сознания, генераторы психоза в виде ежедневных теленовостей и расклеенных на каждом трамвае листовок а-ля «антитеррор», «вертикаль власти» и «ретерриториализация» нефтяной промышленности, приводящая последнюю к медленной смерти, и уже совсем неприкрытая паранойя наподобие ввода цензуры в сети – что это, как не отчаянные попытки изжившей себя системы, больной неизлечимой лихорадкой, дергать «одеяло» на себя со всех краев и со всей силы, забыв, что еще одно-два таких движения – и оно просто порвется? Это ли не идеальная для делезовского революционера-шизофреника модель, когда власть сама провоцирует развитие шизофрении в геометрической прогрессии, не умея уже адекватно понимать и нейтрализовывать шизопотоки? Проявляя агрессию, действуя на подавление, постоянно генерируя одни и те же страхи, не способная уже на своевременное и эффективное декодирование информации в пределах своего виртуального пространства, власть таким образом сама на себе его замыкает. Это ли не мечта шизофреника?

По Делезу, остается только ждать, когда с минуты на минуту система себя самоликвидирует, вернее, даст себя ликвидировать неподконтрольным ей более шизопотокам. Но этого не произойдет. В силу рассмотренной уже нами ранее причины, а именно потому, что шизоидное сознание сегодня действует по принципу черной дыры, лишь поглощая, но не генерируя. Масса шизоидов сегодня просто не способна на активное действие, и поэтому, какие бы бунтарские настроения в этой массе ни наблюдались, она подсознательно нуждается в той гиперреальной информационной резервации, в которую ее заботливо поместила система. Зная это, неудивительно, что параноидальные потоки, направляемые сегодня системой в эту глобальную черную дыру, контролируемую силами спектакля в виде заданных каждому ролей, образов и материального положения, не встречают активного действия и рассасываются этой дырой в пределах ее общего Ничто. «Ничто» не мешает сегодня работать всем симулятивным цепочкам власти на уровне подавления, но и без распространения симулякров желания власть обречена. Получается следующий замкнутый круг: шизоидное сознание сегодня зависит от условий энергоинформационного поля, в которое его поместила система, а та в свою очередь зависит от уровня концентрации симулятивных потоков в пределах этого поля. Пока существует эта обоюдная негласная договоренность, будет существовать и параноидальная политика, проводимая властью. Однако уже сегодня мы можем наблюдать, как эта концентрация все меньше и меньше подвластна системному регулированию. И потому именно здесь, и именно сейчас программа трансгресивного шизоанализа должна заработать, и заработать НА ПОРАЖЕНИЕ.

Анализ данной трансгрессивной практики, приведенный нами в предыдущем разделе, показывает, насколько эффективна сегодня ее реализация, и ключевой момент здесь именно в том, что новое «шизоидное» сознание уже не будет нуждаться в этой искусственной энергоинформационной резервации системы, в этом гиперреальном спектакле отрешенного кайфа, и в силу этого без труда сможет произвести такое декодирование как параноидальных, так и шизофренических симулятивных потоков, что разрушит глобальное информационное поле всей системы до его невосстановимого состояния. Все предпосылки для этого есть, остается только начать внедрять трансгрессоры. Впрочем, они уже внедряются.

2005


Примечания:

 

1 Исследование массы как черной дыры и, как следствие, безвозвратного поглощения ею всех информационных потоков, Жан Бодрийар приводит в своей работе «В тени молчаливого большинства». Конец социального он видит именно в том, что система более не может получать от масс ожидаемого ответного действия в силу дошедшей до своего крайнего предела имплозивности последних.  <<<<

 

2 Здесь довольно показателен пример современной психоделической даркфолк/индастриал сцены, когда наиболее интересные и оригинальные ее представители, бывшие по началу членами скандально известного Храма Душевной Юности Дженесиса Пи Орриджа, отца-основателя Psychic TV, со временем покинули храм именно в силу симулятивного характера его деятельности. Работая на уровне подмены одной гиперреальности другой, своей собственной, Пи Орридж занимается по сути обычной генерацией симулякров, методично и непрерывно формируя сознание своих новых безбашенных «учеников», в то время как деятельность тех же Current 93 носит именно трансгрессивный характер, уводя своего слушателя за пределы иллюзорного мира, но оставляя его там наедине с самим собой, а куда дальше слушателю идти, решает только он сам. <<<<

 

3 Что недвусмысленно напоминает главную цель всех произведений классиков литературы «беспокойного присутствия», а еще более алхимическое Nigredo. <<<<

 

4 Более подробное рассмотрение этой темы можно найти у В. Штепы в статье «Babies Of Babylon». <<<<

 
 
 
 
КИТЕЖ | Контексты