Данный текст представляет собой актуальное развитие идей, изложенных в работах Сергея Корнева
"Мистика, Звездные Войны и один парадокс массовой культуры (Ницше через призму Делеза и Делез через призму
Ницше: опыт буквального прочтения)" и "Tрансгрессоpы против симулякров".
Евгений Худобин
ШИЗОАНАЛИЗ КАК ТРАНСГРЕССИВНАЯ ПРАКТИКА
Черные дыры Спектакля
Чтобы эффективно работать на взлом сложившегося в обществе спектакля
пространства дискурса, субъект первоначально должен найти собственное,
внутреннее пространство, свободное от какого-либо воздействия ролей, заданных
ему системой. Является ли шизоанализ возможным и эффективным средством для
этого самоосвобождения? В той форме, в которой он представлен у Делеза, нет. Мы
уже установили основные причины этого: система уже слишком хорошо научилась
нейтрализовывать шизопотоки, порою оставляя в полном неведении самих
шизофреников, и наивно было бы надеяться на обратное.
Но все ли усилия Делеза в этом направлении были напрасны? Неужели
невозможно каким-либо образом модернизировать, преобразовать его теорию
шизоанализа для применения в современных условиях? На наш взгляд, практика
трансгрессивного воздействия, кратко описанная нами ранее, как
раз и является тем сервис-паком, который необходимо поставить сегодня программе
Делеза с тем, чтобы она могла эффективно работать. Данный сервис-пак заключает
в себе следующую маленькую, но очень существенную хитрость. Вместо того,
чтобы пустить шизоидное сознание на самотек, оставить его
для воздействия капиталистических информационных потоков и таким образом
надеяться на скорую самодеструкцию реактивных сил, трансгрессивная практика
позволяет производить шизофрению «управляемую».
Потоки, направляемые сегодня капитализмом – это потоки в
никуда, потому что шизоидное сознание сегодня достигло предельной концентрации
пустоты и превратилось, по Бодрийару, в огромную черную дыру, безвозвратно
потребляющую конвейерные потоки удовольствия.1 Система ролей здесь – это то последнее, что власть в
силах сделать для того, чтобы удержать современного человека от полной утери
социального и втягивания во всеобщую массу бессознательного впитывания шизопотоков.
По сути дела, мы живем в такое время, когда детерриториализация достигла своего
крайнего предела, и вся власть капитализма держится не на подавлении, и даже не
на соблазне, но скорее на собственном страхе перед массой, «социализовать» которую
становится все сложнее и сложнее. Но та система ролей, навязываемая ей
системой, то колоссальное действие эдипова комплекса, желание «земли под ногами»
создают относительно надежный фиксатор планки детерриториализации/
ретерриториализации. Проблема в том, что если даже допустить сегодня триумф
делезовской программы, то мы получили бы в итоге не более, чем ту самую массу, огромную черную дыру взвинченного до предела
бессознательного, чье доведенное до крайней деструкции сознание просто не
способно для проявления активных сил, для воли к настоящему. Это лишь возведенное
в n-ю
степень Ничто Воли, функционирующее по принципу бесконечного и безвозвратного
потребления. Наиболее эффективное свойство шизоанализа, связанное с
де- и перекодировкой потоков и их последующим направлением в
информационное поле системы, таким образом, не выполняется. Сегодня система
искусственно создает для своих «пациентов» различные информационные поля «по
интересам» и наборы ролей, действующие лишь постольку, поскольку они способны
насытить энергетический и информационный голод их участников.
В то же время трансгрессивная практика работает иначе: правильно поставленный
трансгрессивный поток, проникая в сознание субъекта и проходя там декодировку,
непременно должен вызвать ответное действие со стороны субъекта, в отличие от
симулятивного потока, который после проникновения в сознание просто распадается
в нем на Ничто. Здесь вырисовывается коренное различие между трансгрессором и
симулякром: если последний служит лишь для насыщения информационного и
энергетического голода субъекта, давая ему цепочку ничего не означающих
виртуальных знаков, репрезентирующих те или иные элементы гиперреальности, то
трансгрессор несет в аналогичной цепочке
указатель на Ничто этой гиперреальности, сообщение, заставляющее
сознание работать2.
Трансгрессор по своей природе деструктивен, он направлен именно на
разрушение сложившегося субъекта в контексте виртуального пространства, на
тотальную ломку пространства дискурса, в котором субъект находится, на
образование того самого внутреннего пространства, в котором тот имеет шанс стать
самим собой. А это, по сути, и есть рождение
Воли к Ничто. Так или иначе, но все равно реактивные силы должны быть
уничтожены благодаря самим же себе, чтобы расчистить место для действия сил
активных. Это и есть освобождение от роли, от маски, надетой
на субъекта в пределах дискурсивного простанства. Это и есть «заглянуть за», а
далее все зависит от самого субъекта.3
Такая трансгрессивная практика по сути своей обладает основными
свойствами делезовского шизоанализа, и таким образом мы получаем тот самый
сервис-пак для него, включающий, помимо всего вышеперечисленного, технику
работы с медиа-информацией как наиболее сильной и действенной формой передачи
потоков, происходящей на уровне непосредственного контакта с реальностью
без посредства знаковых цепочек. То есть можно сказать, что данный сервис-пак
использует мощнейший инструмент построения виртуального мира, но с целью его же
тотального разрушения. Таким образом,
современный трансгрессивный шизоанализ – это управляемая деструкция, направленная на
действие. Если классический шизоанализ работал на пассивную
в некотором роде деятельность субъекта (декодированные потоки должны были сами собой
направляться от субъекта обратно в систему уже вследствие самой шизофренической
его природы), то шизоанализ трансгрессивный не ждет самоубийства системы, но
генерирует в субъекте действие, способное одновременно как на взлом
информационного поля системы внутри себя самого, так и в пределах его
внешней деятельности.
Рожденные в СССР
В связи с рассмотрением нами «шизоидной» темы
нельзя не вспомнить здесь про знаменитое московское «шизоидное подполье»,
обитатели которого, безусловно, ничего общего с программой Делеза не имели, и
окрестили себя так совсем не от любви к постструктуралистским теоретикам. Как
мы знаем, ориентация данного сообщества носила сугубо
традиционалистско-мистический характер, подразумевающий своеобразную концепцию
«спасения в аду». Совок же в то время и был таким адом, где атеизм и
позитивистские идеи в сочетании с тоталитарностью в управлении достигли своего
апогея. Известно, что это «погружение во тьму», штудирование западных мистиков
и традиционалистов привело советских шизоидов к столь
популярной сегодня в официальных кругах «евразийской идее». Рожденная как
маргинальная, действительно сугубо подпольная доктрина, в нынешней РФ она
окончательно превратилась в официальную политику власти.4 Тезис о том, что политику каждого государства на
самом деле формируют «за кулисами» ее интеллектуалы, в данном случае абсолютно
справедлив.
Более всего в этой ситуации любопытно то, что нынешний гиперцентрализм
властей, с каждым днем более всего напоминающий как раз ту тоталитарную
систему, против которой и боролись наши шизоиды, представляет собой зеркальную
проекцию их абсолютно параноидальной идеи Москвы как Третьего
Рима. То есть, по сути, с точки зрения программы Делеза (да и без нее) все это
смотрится довольно комично: наши «шизоиды», находясь в свое время «в подполье», в
оппозиции параноидальной советской системе, выбравшись оттуда «на поверхность»,
сами начали разрабатывать проект не менее, если даже не более параноидальный.
И далее, если попытаться пойти дальше и разобраться в нынешней параноидальной
политике системы с точки зрения взаимодействия информационных потоков, то мы
получим следующую картину. Своими действиями система
представляет сегодня по сути ту слепую, проводимую почти сразу по всем
направлениям репрессивную политику, о которой мы говорили, рассматривая
классический делезовский шизоанализ.Запуская колоссальное
количество потоков ретерриториализации, нынешняя система избрала своей тактикой
выстраивание внутри страны информационного поля, основанного на страхе и
подчинении, что является своего рода прецедентом в современном западном мире: в
США и Европе «пластмассовый мир победил» именно в силу своей хитрой и очень
тщательно продуманной политики балансирования на грани страха и соблазна, но,
тем не менее, все более и более безвольно склоняясь к неподконтрольному
высвобождению последнего в черных дырах своих масс. В
нынешней же РФ паранойя дошла до таких пределов, что уже не боится тянуть
планку детерриториализации/ретерриториализации со всех сторон и со всех рук на
себя. Нарастающая в стране с каждым годом параноидальная
милитаризация сознания, генераторы психоза в виде
ежедневных теленовостей и расклеенных на каждом трамвае
листовок а-ля «антитеррор», «вертикаль власти» и
«ретерриториализация» нефтяной промышленности, приводящая последнюю к медленной
смерти, и уже совсем неприкрытая паранойя наподобие ввода цензуры в сети – что это, как
не отчаянные попытки изжившей себя системы, больной неизлечимой
лихорадкой, дергать «одеяло» на себя со всех краев и со всей силы, забыв, что
еще одно-два таких движения – и оно просто порвется? Это ли не идеальная для
делезовского революционера-шизофреника модель, когда власть сама провоцирует
развитие шизофрении в геометрической прогрессии, не умея уже адекватно понимать
и нейтрализовывать шизопотоки? Проявляя агрессию, действуя на подавление,
постоянно генерируя одни и те же страхи, не способная уже на
своевременное и эффективное декодирование информации в пределах своего
виртуального пространства, власть таким образом сама
на себе его замыкает. Это ли не мечта шизофреника?
По Делезу, остается только ждать, когда с минуты
на минуту система себя самоликвидирует, вернее, даст себя ликвидировать неподконтрольным
ей более шизопотокам. Но этого не произойдет. В силу рассмотренной уже нами
ранее причины, а именно потому, что шизоидное сознание сегодня действует по
принципу черной дыры, лишь поглощая, но не генерируя. Масса шизоидов сегодня
просто не способна на активное действие, и поэтому, какие бы бунтарские
настроения в этой массе ни наблюдались, она подсознательно нуждается в той
гиперреальной информационной резервации, в которую ее заботливо поместила
система. Зная это, неудивительно, что параноидальные потоки, направляемые
сегодня системой в эту глобальную черную дыру, контролируемую силами спектакля
в виде заданных каждому ролей, образов и материального положения, не встречают
активного действия и рассасываются этой дырой в пределах ее общего Ничто. «Ничто»
не мешает сегодня работать всем симулятивным цепочкам власти на уровне
подавления, но и без распространения симулякров желания власть обречена.
Получается следующий замкнутый круг: шизоидное сознание сегодня зависит
от условий энергоинформационного поля, в которое его поместила система, а та в
свою очередь зависит от уровня концентрации симулятивных потоков в пределах
этого поля. Пока существует эта обоюдная негласная договоренность, будет
существовать и параноидальная политика, проводимая властью. Однако уже сегодня
мы можем наблюдать, как эта концентрация все меньше и меньше подвластна
системному регулированию. И потому именно здесь, и именно сейчас программа
трансгресивного шизоанализа должна заработать, и заработать НА ПОРАЖЕНИЕ.
Анализ данной трансгрессивной практики, приведенный нами в
предыдущем разделе, показывает, насколько эффективна сегодня ее реализация, и
ключевой момент здесь именно в том, что новое «шизоидное» сознание уже не будет
нуждаться в этой искусственной энергоинформационной резервации системы, в этом
гиперреальном спектакле отрешенного кайфа, и в силу этого без труда сможет
произвести такое декодирование как параноидальных, так и шизофренических
симулятивных потоков, что разрушит глобальное информационное поле всей
системы до его невосстановимого состояния. Все предпосылки для этого есть,
остается только начать внедрять трансгрессоры. Впрочем, они уже внедряются.
2005
Примечания:
1 Исследование массы как черной дыры и, как следствие,
безвозвратного поглощения ею всех информационных
потоков, Жан Бодрийар приводит в своей работе «В тени молчаливого
большинства». Конец социального он видит именно в том, что система более не
может получать от масс ожидаемого ответного действия в силу дошедшей до своего
крайнего предела имплозивности последних. <<<<
2 Здесь довольно показателен пример современной психоделической
даркфолк/индастриал сцены, когда наиболее интересные и оригинальные ее
представители, бывшие по началу членами скандально известного Храма Душевной
Юности Дженесиса Пи Орриджа, отца-основателя Psychic TV, со временем покинули храм именно в силу
симулятивного характера его деятельности. Работая на уровне подмены одной
гиперреальности другой, своей собственной, Пи Орридж занимается по сути обычной генерацией
симулякров, методично и непрерывно формируя сознание
своих новых безбашенных «учеников», в то время как деятельность тех же Current 93
носит именно трансгрессивный
характер, уводя своего слушателя за пределы иллюзорного мира, но оставляя его
там наедине с самим собой, а куда дальше слушателю идти, решает только он сам. <<<<
3 Что недвусмысленно напоминает главную цель всех
произведений классиков литературы «беспокойного присутствия», а
еще более алхимическое Nigredo. <<<<
4 Более подробное рассмотрение этой темы можно найти у В. Штепы
в статье «Babies Of Babylon». <<<<
|