Эссенциальный и субстанциальный полюса эзотерически воплощены в понятиях, соответственно, Севера и Юга. (Нелишне еще раз напомнить, что это соответствие вовсе не тождественно данностям профанической географии.) В идее Севера, как уже говорилось, выражен Принцип преодоления, тогда как Юг обозначает тенденцию к абсолютизации тех или иных достижений. Таким образом, циклический процесс можно описать как "нисхождение на Юг", постепенную утрату воли к преодолению, все более сменяющуюся ориентацией на достижение всевозможных феноменов, иллюзорная "окончательность" какого-нибудь из которых с непреложностью опровергается их нарастающим до неопределенности количеством. Но в "точке исправления" они все исчезают под мгновенной молнией вечного Принципа, таинственно преобразующей субстанцию в эссенцию, "превращающей яд в лекарство".
В начале цикла его эссенциальный полюс, Север совпадает с понятием центра - как истока проявления всех его сменяющих друг друга периферийных субстанциальных форм. Становление этих форм в ходе цикла постоянно ускоряется, однако в них все менее и менее содержатся эссенциальные зерна. И в конечном итоге этот процесс становится инерциально-самодовлеющим, порождая и нагромождая уже совершенно пустые субстанциальные формы.
Иными словами, к концу цикла весь этот поток форм напрочь теряет свое сущностное содержание, связанное с волей к преодолению, и абсолютизирует сам себя, проецируя эту неоправданную абсолютизацию на каждую отдельную форму. Здесь даже возникает такое явление, как "извращенный нонконформизм", - когда за "несогласие с миром" пытаются выдать консервацию какой либо одной формы, не замечая происходящей инверсии ее эссенциальной сущности. Предельно отчужденные друг от друга, эти формы, тем не менее, инерциально сохраняют общую ориентацию на центр, которым уже, однако, является не качественный Принцип, а само сугубо количественное становление, Юг. Это становление способно создавать иллюзию "порождения нового", хотя каждая из "новаций" является не более, чем единицей общего потока, обреченной на сметение "еще более новым" подобием себя.
Метафизическая Свастика нашего цикла, символизировавшая нормативное
проявление эссенции в субстанции, в действительности уже остановлена. Лишь
ее всякий раз ограниченно понятые подобия еще продолжают создавать иллюзию
"вращения", ввергая современное человечество во все более усугубляющееся
состояние психического "саспенса", тревожного и беспокойного ожидания.
И показательно, что мало кто из "ожидающих" ныне чего-то "нового" предвидит
какую-то качественную "новизну", ограничиваясь лишь предчувствием того
или иного развития уже существующих тенденций или выдавая за эту "новизну"
свои сугубо индивидуальные фантазии, не основанные на традиционном метафизическом
опыте.
Север, выражающий Принцип преодоления, связан с идеей Выхода, тогда как всякий центр несет в себе идею Входа, "начала проявления". Таким образом, эссенциальный полюс будущего цикла, его "частный" Север, далеко еще не тождественен Выходу за рамки циклизма как такового. Этот Выход мы называем Севером Вечности.
Условная граница между этим, "надциклическим" Севером и Севером как истоком будущего цикла выражена в разном понимании Вечности. Если Вечность трактуется как статичное и усредненное "вечное единство" - тогда понятие Севера обрекается на нескончаемое циклическое сосуществование с понятием Юга, которое всегда будет "погашать" преодолевающую энергетику первого и подменять ее "возвращением одного и того же". В ином же понимании Вечности она сама, как таковая, мыслится как ступень для восхождения к чисто трансцендентному Нереальному Абсолюту. И только понятая таким образом Вечность "стягивается" во мгновенно исчезающую, выходящую из реальности, всепреодолевающую "точку".
Такой Север, Север самой Вечности, уже более ни с чем не соотносим в пределах космоса, проявленного мира. Он лишь может отражаться в "адвайтических" - недвойственных, радикально- полярных процессах в нем. И одним из фундаментальных процессов такого рода является предельная радикализация и совмещение в одном существе эссенциального полюса нового цикла и субстанциального полюса цикла уходящего - в миг их полного совпадения. Однако, Север Вечности не тождественен ни тому, ни другому, а представляет собой Иное по отношению к ним обоим, таинственное "третье", которым разрешается их недвойственность, являя собой Рождение По Ту Сторону. Именно это и составляет смысл важнейшего даосского изречения: "Выход - Рождение, Вход - Смерть". Это Рождение, связанное с алхимической символикой Северного Сияния, Aurore Boreale, обозначающей стадию Работы в Белом, Albedo, напрямую связано со Смертью для потока рождений "по эту сторону". Потока, который после вступления существа в стадию Albedo становится для него сплошным "Югом Вечности" - "осадком" или "золой" тьмы кромешной, где собраны все инерциальные и должные быть преодоленными результаты предыдущей стадии - Nigredo.
И только эта "освобожденная" эссенция способна теперь "растворить" претендующую
на Вечность "точку Арлекина".
Но те, кто знают, что имевшее начало должно иметь и конец, умеют ориентироваться
не на Вечность, но на Север ее самой, или, иными словами, отличать
Вечность от ее инверсии. Вечность, проглоченная волком Фенриром,
рано или поздно явит свою ограниченность. Но этот принципиальный момент
при его пассивном ожидании имеет свойство лишь отдаляться. Поэтому здесь
необходимо активное преодоление.