К Северу Вечности

Каждый цикл заканчивается тем, что Традиция называет "исправлением" ("redressement"), которое мгновенно трансмутирует все его "негативные" - ограниченные, инерциальные тенденции в "позитивный" исток нового цикла. Это принципиальное событие именуется еще "переворачиванием полюсов", в ходе которого субстанциальный полюс уходящего цикла - как вместилище всех его "негативных" тенденций - преображается в эссенциальный полюс цикла наступающего, где в потенциальном состоянии заложена вся его впоследствии проявляющаяся "субстанция". К этому моменту исчерпанный эссенциальный полюс уходящего цикла полностью "гаснет".

Эссенциальный и субстанциальный полюса эзотерически воплощены в понятиях, соответственно, Севера и Юга. (Нелишне еще раз напомнить, что это соответствие вовсе не тождественно данностям профанической географии.) В идее Севера, как уже говорилось, выражен Принцип преодоления, тогда как Юг обозначает тенденцию к абсолютизации тех или иных достижений. Таким образом, циклический процесс можно описать как "нисхождение на Юг", постепенную утрату воли к преодолению, все более сменяющуюся ориентацией на достижение всевозможных феноменов, иллюзорная "окончательность" какого-нибудь из которых с непреложностью опровергается их нарастающим до неопределенности количеством. Но в "точке исправления" они все исчезают под мгновенной молнией вечного Принципа, таинственно преобразующей субстанцию в эссенцию, "превращающей яд в лекарство".

В начале цикла его эссенциальный полюс, Север совпадает с понятием центра - как истока проявления всех его сменяющих друг друга периферийных субстанциальных форм. Становление этих форм в ходе цикла постоянно ускоряется, однако в них все менее и менее содержатся эссенциальные зерна. И в конечном итоге этот процесс становится инерциально-самодовлеющим, порождая и нагромождая уже совершенно пустые субстанциальные формы.

Иными словами, к концу цикла весь этот поток форм напрочь теряет свое сущностное содержание, связанное с волей к преодолению, и абсолютизирует сам себя, проецируя эту неоправданную абсолютизацию на каждую отдельную форму. Здесь даже возникает такое явление, как "извращенный нонконформизм", - когда за "несогласие с миром" пытаются выдать консервацию какой либо одной формы, не замечая происходящей инверсии ее эссенциальной сущности. Предельно отчужденные друг от друга, эти формы, тем не менее, инерциально сохраняют общую ориентацию на центр, которым уже, однако, является не качественный Принцип, а само сугубо количественное становление, Юг. Это становление способно создавать иллюзию "порождения нового", хотя каждая из "новаций" является не более, чем единицей общего потока, обреченной на сметение "еще более новым" подобием себя.

Метафизическая Свастика нашего цикла, символизировавшая нормативное проявление эссенции в субстанции, в действительности уже остановлена. Лишь ее всякий раз ограниченно понятые подобия еще продолжают создавать иллюзию "вращения", ввергая современное человечество во все более усугубляющееся состояние психического "саспенса", тревожного и беспокойного ожидания. И показательно, что мало кто из "ожидающих" ныне чего-то "нового" предвидит какую-то качественную "новизну", ограничиваясь лишь предчувствием того или иного развития уже существующих тенденций или выдавая за эту "новизну" свои сугубо индивидуальные фантазии, не основанные на традиционном метафизическом опыте.
 

* * *

Нормативно этот опыт устремлен к Абсолюту, и устремление это "проходит" через Север. Но где находится этот метафизический Север в условиях "современного мира", мира инверсии традиционных понятий? Тождественен ли он эссенциальному полюсу грядущего цикла, восьмой Манвантары? Специфика конца седьмой, о которой уже упоминалось, заставляет рассмотреть этот вопрос подробнее.

Север, выражающий Принцип преодоления, связан с идеей Выхода, тогда как всякий центр несет в себе идею Входа, "начала проявления". Таким образом, эссенциальный полюс будущего цикла, его "частный" Север, далеко еще не тождественен Выходу за рамки циклизма как такового. Этот Выход мы называем Севером Вечности.

Условная граница между этим, "надциклическим" Севером и Севером как истоком будущего цикла выражена в разном понимании Вечности. Если Вечность трактуется как статичное и усредненное "вечное единство" - тогда понятие Севера обрекается на нескончаемое циклическое сосуществование с понятием Юга, которое всегда будет "погашать" преодолевающую энергетику первого и подменять ее "возвращением одного и того же". В ином же понимании Вечности она сама, как таковая, мыслится как ступень для восхождения к чисто трансцендентному Нереальному Абсолюту. И только понятая таким образом Вечность "стягивается" во мгновенно исчезающую, выходящую из реальности, всепреодолевающую "точку".

Такой Север, Север самой Вечности, уже более ни с чем не соотносим в пределах космоса, проявленного мира. Он лишь может отражаться в "адвайтических" - недвойственных, радикально- полярных процессах в нем. И одним из фундаментальных процессов такого рода является предельная радикализация и совмещение в одном существе эссенциального полюса нового цикла и субстанциального полюса цикла уходящего - в миг их полного совпадения. Однако, Север Вечности не тождественен ни тому, ни другому, а представляет собой Иное по отношению к ним обоим, таинственное "третье", которым разрешается их недвойственность, являя собой Рождение По Ту Сторону. Именно это и составляет смысл важнейшего даосского изречения: "Выход - Рождение, Вход - Смерть". Это Рождение, связанное с алхимической символикой Северного Сияния, Aurore Boreale, обозначающей стадию Работы в Белом, Albedo, напрямую связано со Смертью для потока рождений "по эту сторону". Потока, который после вступления существа в стадию Albedo становится для него сплошным "Югом Вечности" - "осадком" или "золой" тьмы кромешной, где собраны все инерциальные и должные быть преодоленными результаты предыдущей стадии - Nigredo.

И только эта "освобожденная" эссенция способна теперь "растворить" претендующую на Вечность "точку Арлекина".
 

* * *

Всякая субтильная длительность, хотя она и не подвластна законам исчисляемого времени, все же рано или поздно кончается. "Арлекин", причина инверсии в нашем мире, также с неизбежностью конечен. Но, предчувствуя это, он стремится создать иллюзию своей "вечности" и выдать свой конец за тотальный конец всей реальности как таковой, вместе с ее вечными Принципами. Именно из этого метафизического заблуждения и проистекают все панико-апокалиптические и одержимо-истерические настроения в современном "саспенсе". Для их носителей конец "Арлекина" действительно будет безысходным.

Но те, кто знают, что имевшее начало должно иметь и конец, умеют ориентироваться не на Вечность, но на Север ее самой, или, иными словами, отличать Вечность от ее инверсии. Вечность, проглоченная волком Фенриром, рано или поздно явит свою ограниченность. Но этот принципиальный момент при его пассивном ожидании имеет свойство лишь отдаляться. Поэтому здесь необходимо активное преодоление.
 

* * *

Это преодоление выражается в недвойственном сочетании Севера Вечности и актуальности. Оторванные друг от друга они способны лишь порождать бесплодную схоластику (в первом случае) и растворение в потоке форм (во втором). При сближении же этих полярных реальностей, находящем свое проявление на любом уровне земной экзистенции - от искусства, политики, экономики вплоть до повседневных частностей! - вновь происходит "рождение третьего". Только оно уже соотносится с последней стадией алхимического Делания - Работой в Красном, Rubedo. И требует Победы над всем, что не есть чистое преодоление. Над всевозможными фетишами в жизни, которые ничтожны по сравнению с нею как таковой. И - над самой жизнью, которая конечна. Над смертью, которая побеждена Христом. И - над бессмертием, иллюзию которого создает абсолютизированная, "южная" Вечность.
 

* * *

Этот процесс неизбежно спроецируется на весь уровень земной экзистенции, тотально разотождествив в нем, с одной стороны, все количество исторически возникших и географически фиксированных "центров", способных лишь проявлять субстанцию и ориентированных на "будущий цикл", и, с другой стороны, - единственный, всерастворяющий и не принадлежащий ни одному циклу, ни вообще циклизму "чисто эссенциальный полюс", Север Вечности. И тогда на удивление  тем, кто ограничил себя "восточной созерцательностью" (Генон), "солнце взойдет на Западе и закатится на Востоке", как говорит индуистская традиция. Тот же, кто обнадеживается новой действенной ролью Запада, духовной и радикально отличной от его прежней миссии, - идея о чем пробивается из некоторых трудов Ю.Эволы - увидит, что за порогом цикла вновь не будет никакого "Запада", как, впрочем, и "Востока". Но "переворачивание полюсов" вовсе не тождественно и буквалистическому наделению Антарктики мистериальными чертами, что рисует без этого чисто гиперборейская интуиция М.Серрано. Путь к Нереальному Абсолюту пролегает лишь сквозь Север - и не только потому, что "в небе Севера отсутствует свет", порождаемый космическими иллюзиями (Г.Джемаль) - это еще только утроба волка Фенрира. Но - потому, что в небе Севера отсутствует и "тьма, превысшая света". 
Назад|Вперед
1