Одной из самых фундаментальных формул Великой Работы является пара Solve (растворение) и Coagula (сгущение). Мы не намерены здесь углубляться в доскональное исследование связанных с ней алхимических процессов, но применим эту формулу пока лишь к самой общей картине циклического нисхождения. В принципе, говоря о кубическом затвердевании плотного мира, мы уже косвенно затрагивали эту формулу. Действительно, в течение цикла плотного мира неуклонно происходит сгущение всех подчеркнуто телесных и предметных форм, сопровождающееся вытеснением растворяющего, т.е. преодолевающего эту телесность, Духа. Именно благодаря этому процессу и возникают всевозможные материалистические предрассудки.
На стадии же субверсии, как последнем этапе анти-традиции, перерастающей в контр-традицию, в "последние времена" цикла, растворение возобновляется - но уже под влиянием сил "низшего психизма". Материалистические предрассудки, соответствовавшие кубической стадии, растворяются сами - ради новой, эллиптической, подвижности вокруг "точки Арлекина". И затем в этом состоянии "пульверизированного" мира и возникает контр-традиционный мираж нормативного порядка.
Этот мираж, чистая иллюзия, представляет собой пародию на формулу алхимической эсхатологии - "растворить материю, сгустить дух". Действительно, нормативно на рубеже циклов происходит именно такой процесс: все инерциальное - плотное и даже субтильное - растворяется (2), а все "забытые" в течение цикла духовные влияния сгущаются вновь, чтобы стать началом нового цикла. Это, по сути, и есть формула межциклической трансмутации, мгновенно реализующаяся в тот момент, когда, казалось бы, все обстоит наоборот: материя тотально сгущена, а растворяющий ее дух вытеснен.
Но даже эта формула может подвергнуться инверсии, и тогда вместо сгущения духа произойдет "сгущение" выдающего себя за дух "низшего психизма". Возможность этой инверсии коренится в самом статусе алхимии как науки чисто космологической, т.е. ограниченной рамками космоса, проявленного мира. Если эта космологическая природа алхимии дистанцируется от чисто метафизического, надкосмического знания, если Философский Камень, являющийся, согласно "Изумрудным скрижалям" Гермеса Трисмегиста, лишь "средством для преодоления всех вещей", становится вместо этого самоцелью, то эта наука рискует абсолютизироваться, и, тем самым, превратиться в инверсионную пародию на саму себя. Став, таким образом, лишь одним из отражений того самого кризиса, на преодоление которого она изначально ориентировалась.
(2) Происходит, по выражению Св. Макария Великого, "растворение души божественным духом". (в текст)