Евгений РодинКРЕСТОМ И НУЛЁМ![]() Гностические мотивы в поэзии Янки ДягилевойЯнка Дягилева является достоянием русской культуры. В творчестве Янки отражена боль души, великая трагедия земного
существования. Её стихи глубоко гностичны, об этом можно судить не только по особой символике, но и по особому настроению.
В данной статье речь пойдёт именно о поэтическом творчестве Янки Дягилевой, а не о ней самой. В разговоре о гностических
мотивах нет попытки записать Янку в ряды гностиков, просто важно выделить одну из сторон её поэзии. «Гностическое» давно
перешагнуло рамки исторического гностицизма, став синонимом «воли к знанию». Не существует чёткого и однозначного определения
гносиса, впрочем, нет нужды плодить определения. Пусть каждый сделает свой выбор и постарается самостоятельно ответить на
вопрос о природе гностического.
Крестом и нулём запечатанный северный день
Чёткое указание на «северный день» является подсознательной (или осознанной) отсылкой к гиперборейскому гностическому кресту. Концовка стихотворения подтверждает эту мысль, указывая на вневременной (доисторический) характер данного символа: Крестом и нулём разрешились пустые места
Образ креста довольно часто встречается в стихах Янки Дягилевой, при этом в некоторых случаях этот образ может рассматриваться как гиперборейский: «Хватаются за край рубахи у ворота, где медный крест». «Медный крест» – очень глубокий символ, в котором можно увидеть Тау-крест со змеёй вместо Христа. В вышеупомянутой работе Генон отмечает родство слов «змея» и «медь» (nahash и nehash). Данный символ был подхвачен масонами и был изображен на масонской печати И. П. Тургенева. Ещё один аспект креста связан с текстом песни «Декорации»: Фальшивый крест на мосту сгорел
«Фальшивый крест» не случайно «сгорел», это указание на вторичность религии в рамках Традиции. Конечно, в этом есть и гностическое богоборчество, и масонский отказ от церкви. 2. Атлантическая символика. Строго говоря, не существует резкой грани между гиперборейскими и атлантическими символами. Одним из критериев принадлежности символа к атлантической традиции является его использование в магических целях. Одним из магических атлантических символов является символ змеи. Это откровенно гностический символ, встречающийся также в герметизме. В одном из стихотворений Янка пишет: Под приговором красной змейкой
Здесь есть указание на любовный заговор (красный цвет), а символ змеи отсылает читателя именно к атлантической традиции. Впрочем, эти строки являются достаточно «тёмными» для понимания. В тексте песни «Придёт вода» есть такие слова: Искать иголки в стогах –
Не менее сложный текст может быть понят лишь в контексте словосочетаний «под сердцем игла», «в сердце заноза (то есть тоже игла)», а также необходимо вспомнить игольницу в виде шёлкового сердца. Всё это указывает на магизм данного атлантического символа.
Доминировавшее у гностиков настроение экзистенциальной заброшенности отмечали многие исследователи: Р. Бультман, А.Ш. Пюэш, Г. Йонас, М.К. Трофимова и др. Ещё великий гностик Василид говорил о том, что он странник в этом мире и чужак. «Странничество» и одиночество – очень близкие понятия. Одиночество наиболее ярко представлено в стихах Янки Дягилевой. Близкое по силе чувство одиночества можно обнаружить лишь в стихах Майка Науменко, да и то у него нет чёрного пессимизма и абсолютной безвыходности. У Янки есть такие строки: Страх осколок истины прогнать из пустоты
В песне «Выше ноги от земли» есть подобные мысли: Ожидало поле ягоды
Одиночество возникает в ситуации богооставленности, даже гибели богов. Янка остро переживает эту ситуацию, что видно из её стихов: Порой умирают боги - и права нет больше верить
Характерно, что здесь есть слова, направляющие читателя к гностическим каинитам с их особым отношением к библейскому Каину: «Фольклором народным станет убивший Авеля Каин». Гибель бога приравнивается к забвению бога: Люди забыли бога,
В такой ситуации остро ощущается гностическая чуждость этого мира, стремление вернуться «домой», «на Родину». Это видно в тексте песни «Домой»: От голода и ветра
Характерно, что здесь говорится о циклах перерождений. Идея перерождений была развита теософами во главе с Е. П. Блаватской. Cмерть оказывается избавлением от страданий, как в песне «От большого ума»: Параллельно пути чёрный спутник летит
Инициатическая смерть встречается во многих направлениях, в том числе и в масонстве. Скорее всего, здесь смерть является отголоском древней гностической традиции. Смерть – это прыжок в неизвестность. Янка выбрала смерть, но она никого не звала за собой. Гносис не предназначен для всех, это выбор единиц, при этом каждый отвечает за свой выбор. Разрушение, ненависть, революционность – это одна из сторон гносиса. Быть гностиком – это не только (и не столько) обладать высшим знанием, более важным фактором является выбор особого жизненного пути. Гносис не должен быть развлечением для ума, он переворачивает всю жизнь, не оставляя места для всего постороннего. Гностический радикализм – вот одна из разгадок притягательности стихов Янки Дягилевой, великого русского поэта. См. на близкую тему - Алексей Цветков. Искусство гностика как перманентная революция |