Птицы Сирины, Выг, 19 век
 

Пекка Кауппала

ВЛИЯНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ИДЕЙ НА РЕВОЛЮЦИОННУЮ ИДЕОЛОГИЮ

 

Тема "старообрядцы и революция" очень плохо исследована, и, в частности, почти совсем не нашла отражения в карельской науке. Несмотря на это, мы можем почти уверенно утверждать, что старообрядцы-беспоповцы не принимали участия в революции ни на чьей стороне. Но их нейтральность еще не доказывает того, что их идеи не оказали определенного влияния на формирование феномена революции. 

Талантливый и оригинальный немецкий социолог Эмануэл Саркисьянц, который глубоко занимается исследованием вопроса о хилиастической революции и ее духовной основе, и в частности использует научные теории Питирима Сорокина, утверждает, что хилиазм (непосредственное ожидание тысячелетнего царства мира) легко изменяет свои одежды. Он пытается доказать, что старообрядчество, и особенно его радикальные формы (а в более широком смысле - традиции древнерусской православной культуры вообще) играло значительную роль как катализатор революции, и что в какой-то мере русская революция явилась секуляризованным старообрядчеством. 

На основе этих тезисов я хочу построить несколько гипотез, главным образом привлекая материал моих исследований о революции и послереволюционных годах в Карелии. 

Я склонен думать, что вообще в дореволюционной России, а особенно сильно в Карелии, главная роль старообрядчества по отношению к революции заключалась в том, что оно активно нейтрализовывало поддержку ортодоксальным православием государства. Старообрядчество ставило под сомнение идею священности государства, в частности - прав помещиков на землю в послепетровской социальной системе. Это было тем более важно, что в Карелии старообрядчество было распространено в среде небольших крестьянских хозяйств, которые, как показывает мировой опыт, имеют тенденцию отказываться от участия в революционных процессах, даже если эти последние и несут им экономическую выгоду, в пользу старого, освященного традицией порядка. 

Второй важный момент, и также особенно видный на примере Карелии, заключается в том, что старообрядчество сделало для крестьян более доступными хилиастические цели и идеи марксизма. Так, например, в замкнутой среде беломорских карел удивительно легко, и не только поверхностно, было воспринято абсолютно чуждое им и абстрактное учение, пришедшее из другого мира, - марксизм. Но все же для верующих старообрядцев столь безусловной была мысль о невозможности позитивного изменения истории человечества иначе как путем Божественного провидения, что, несмотря на указанное идейное родство, они никогда не стали ни революционерами, ни марксистами. 


Воспроизводится по сборнику научных докладов "Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры", Петрозаводск, 1994. 
 
Выгореция