'Поморские Oтветы', титул
 

Александр Пашков

ВЫГОВСКАЯ ПОМОРСКАЯ ПУСТЫНЬ 

И ЕЕ КУЛЬТУРА

В октябре 1694 года в лесах, в 70-75 верстах северо-восточнее Онежского озера, в верховьях реки Выг был основан старообрядческий монастырь Выговская поморская пустынь (другие названия: Выголексинская пустынь, Выговское общежительство, Выговская киновия, Даниловская пустынь, Выгореция и др.) — крупнейший центр поморского согласия (умеренного крыла беспоповщины, наиболее радикального из двух направлений русского старообрядчества). Основателем пустыни был Данила Викулин. В 1702-1730 годах настоятелем пустыни был Андрей Денисов (1674-1730 гг.), в 1730-1740 годах — его брат Семен Денисов (1682-1740 гг.). В первые десятилетия пустынь развивалась как крестьянская хозяйственная артель и, одновременно, религиозная община с эсхатологической идеологией. В царствование Петра I, в 1702 году, выговцы были легализованы и получили по царским указам 1711-1724 годов ряд льгот. Взамен Выговская пустынь была в 1705 году приписана к Олонецким Петровским заводам. Выговские рудознатцы и литейщики сыграли большую роль в открытии и разработке месторождений полезных ископаемых в Карелии, а также на Урале и в Сибири. Выговские скитники обеспечивали рабочей силой Олонецкие Петровские заводы. В 1706 году в 20 верстах к востоку от мужской Даниловской Богоявленской была создана женская Лексинская Крестная пустынь на реке Лексе. В 1707 году на Выге числилось более 200 женщин и около 150-200 мужчин. По ревизии 1723 года население Выга составило 300 душ, а с учетом укрывшихся от ревизии — «близ тысячи человек». Постепенно вокруг Выголексинской пустыни создаются небольшие скиты с подчиненными им пашенными дворами. В 1721 году было 14 скитов, к 1762 году их стало 21. По ревизии 1764 года население Выга и Лексы достигло 1036 человек, а 21 скита — 1640 человек. Земли, заселенные старообрядцами, образовали особую волость — Суземок. Около трети общего населения — 944 человека, составляли мужчины. Правила и уставы Выгореции 1702 года, а также 1720-х - 1730-х годов превратили ее в аскетический монастырь с жесткой регламетацией жизни. Это привело к появлению многочисленных благочестивых легенд о выговском пустынножительстве, усилению притока сюда людей и пожертвований. В первой половине XVIII века выговцы создали крепкое хозяйство. В 1710 году на Каргополье ими была основана Чаженгская пустынь, плошадью около 250 верст, ставшая основной житницей Выга, а в 1731 году — пристань Пигматка на Онежском озере, через которую шла вся выговская торговля. Выговцы имели рыбные ловли на Выгозере и Водлозере, на Белом море, между Печорой и Мезенью, на Мурманском берегу, а позднее на Новой Земле и Груманте (Шпицбергене), занимались перепродажей хлеба с Поволжья в Петербург и т.д. На Выге появились кузнечный промысел, обработка кож, выгонка смолы и дегтя, изготовление пряжи и т.д. Уже в 1720-е годы выговцы добились хозяйственного процветания пустыней. Развитие экономики привело к «обмирщению» внутренней жизни Выга и его перерождению в мирской монастырь (синтез хозяйственной артели и богадельни). На Выге появились наемные работники, уже в 1730-е годы прием в пустынь был ограничен, предпочтение отдавалась зажиточным престарелым жителям Суземка. 

В первой половине XVIII веха авторитет Выговской пустыни в правительственных кругах был достаточно высок. А. Денисов переписывался со сподвижником Петра I псковским архиепископом Ф. Прокоповичем, выговцев поддерживали В.И. Геннин, управлявший в 1714-1719 годах Онежскими горными заводами, генерал-прокурор Сената П.И Ягужинский и новгородский архиепископ Дм. Сеченов. Старообрядцы поставляли продовольствие ко двору Петра I и Екатерины I. Непримиримую позицию по отношению к выговским старообрядцам занимал Синод. В 1722 году посланец Синода иеромонах Неофит провел в Петровской слободе «разглагольствование» — диспут с представителями выговцев Мануилом Петровым и Иваном Анкудиновым. Для подготовки этого диспута братья Денисовы и Петровы написали свод данных по богословию и палеографии «Поморские ответы», направленные на защиту старой веры и против официальной церкви. В 1718, 1732-1738, 1738-1744 и 1758 годах были предприняты попытки судебных преследований Выговской пустыни, но все они закончились безрезультатно. Экономическое развитие Выгореции и желание обезопасить себя от преследований царских властей привели к поискам компромисса с романовской династией. В 1739 году выговцы приняли «моление за царя». Перерождение Выга привело к отделению от пустыни радикально настроенных старообрядцев во главе со старцем Филиппом, которые провели ряд самосожжений в 1742, 1747 и 1750 годах. 

Первая половина XVIII века — время расцвета культуры Выговской пустыни. На Выге действовали иконописные, меднолитейные и рукописные мастерские, школы грамоты и пения, была собрана богатая библиотека. В 1730-е годы в выговской библиотеке имелось 257 названий книг. Выговцы создали особый стиль написания книг («поморское письмо») и икон («поморский пошиб»); Для будущих старообрядческих проповедников преподавались грамматика, стихосложение, риторика, логика, диалектика и т.д. На Выге жили крупные старообрядческие богословы и писатели А. и С. Денисовы (каждый из братьев был автором более чем 100 сочинений), Д. Викулин, Петр Прокопьев, Трифон Петров (1660-1766 гг.), автор 12 сочинений, Мануил Петров (1691-1759 гг.), выговский настоятель в 1744-1759 годах, Иван Филиппов (1661-1744 гг.), автор знаменитой «Истории Выговской пустыни», Даниил Матвеев (1687-1776 гг.), писатель и иконописец, автор 15 сочинений (кроме утраченных), Корнилий и Пахомий Выговские и др. 

Период с 1760 по 1825 годы был временем терпимости властей к Выговской киновии. При Екатерине II правительственная политика по отношению к выговцам была достаточно лояльной. Ряд царских указов 1762-1783 годов фактически уравнял старообрядцев в правах с остальным населением Российской империи. В царствование Александра I эта политика веротерпимости была продолжена. Лишь указы и распоряжения 1817-1825 годов положили начало новому усилению мер по притеснению старообрядчества. Эпохи последнего расцвета Выг достиг под управлением Андрея Борисова (1780-1791 гг.), которому покровительствовали  всесильный фаворит Екатерины II Г.А. Потемкин, Петербургский губернатор У.С. Потапов и др. Однако уже в это время Выг теряет свое значение идейного центра поморского согласия, которое переходит к беспоповцам Москвы и Петербурга. К руководству Выгом, оттеснив выходцев из местных крестьян и духовных лиц, пришли богатые купцы-старообрядцы. 

В 1762-1825 годах завершилось перерождение Выговского общежительства из религиозной общины, противостоящей государству и официальной церкви, в крупное хозяйственное объединение предпринимательского характера, лояльное к властям. Происходит отказ от аскетизма и «обмирщение» образа жизни и культуры Выга. Последние случаи больших самосожжений старообрядцев имели место в 1750 году на Умбе («старик Матвей с прочими»), в 1755 году в верховьях Лайты (старец Серапион) и в 1764 году. Но по-прежнему Выг оставался центром обучения и паломничества старообрядцев всего Севера России. 

Крепким оставалось и хозяйство Выга, которое только во второй четверти XIX века вошло в кризис. Во второй половине XVIII века на Выге существовало около 40 скитов и 120 пашенных дворов. По данным академика Н.Я. Озерецковского, посетившего выговские монастыри в 1785 году, там жили 1115 «раскольников» и около 600 работников; по «раскольническому прошению» 1817 года на Выгу имелось 825 жителей, а по сведениям Министерства внутренних дел за 1828 год во всех скитах проживало 2859 чел. В 1780-е годы на 170 десятинах высевались рожь, овес и ячмень, а на 50 десятинах — лен, в 1830-е годы общая площадь пахотных земель достигла 800-850 десятин. В конце XVIII века на Выге имелось 500 коров. 

В XVIII веке старообрядцы преобладали среди купцов Вытегры и Олонца. Г.Р. Державин, побывавший на Вытегре в 1785 году, писал: «Граждане, имеющие достаток, почти все староверы. Жители все трудолюбивы, гостеприимны, но корыстолюбивы». Академик Я. Захаров, посетивший Олонец в 1804 году, сделал схожие наблюдения: "...в сем многолюдном городе, наполненном одними почти раскольниками..., кои не отдают детей своих в училище, а учат по старине в домашних школах, коих здесь великое множество... Здешний Олонецкий городской голова Аким Серебряков, человек не бедный, но первой руки раскольник..." 

В XVIII веке усилилось влияние старообрядчества среди олонецких карел. К середине столетия относится старообрядческий сборник с русско-карельским словарем, содержавшим переводы на олонецкий диалект карельского языка 126 слов из области религии, быта и торговли. Вероятно, старообрядцы нанимали карельских крестьян в качестве лоцманов, матросов, бурлаков и т.п. при проводке выговских судов по Свири, а также вели среди них миссионерскую деятельность. К 1830 годам распространение старообрядчества среди олонецких карел приняло большие масштабы. К 1836 году относится создание мещанином города Олонца Иваном Кондратьевым краеведческого сочинения «Записка разных изустных рассказов Олонецкого уезда кореляков-раскольников к основанию их секты служащих и нигде еще доднесь не описанных», созданная автором на основе бесед «с кореляками-раскольниками, живущими в городе Олонце и окрестностях оного». 

В 1830-е годы доходы Выговского общежительства достигали 200 тысяч рублей в год. Все большее значение в этих доходах приобретали пожертвования богатых купцов-старообрядцев и эксплуатация труда работников. Сами пустыни постепенно превращались в богадельни для престарелых жителей Суземка. Во второй половине XVIII - первой четверти XIX вв. Выг переживает идейный кризис. Свертывается уставное творчество, после 1742 года почти не было новых соборных установлений. В последней четверти XVIII века выговцы отказались от безбрачия. Идейное влияние Выга стало основываться на развитии нравоучительной литературы и проповеди христианского пустынного жития. Основанное на компромиссе с реальностью крестьяского быта, идейное воздействие Выга на северное крестьянство было весьма значительным. В 1827 году по официальным, т.е. заниженным данным только в Олонецкой губернии было 8497 старообрядцев-беспоповцев, в соседних Архангельской и Вологодской губерниях еще 8689 чел., а в соседней Финляндии — 175 чел. О неполноте этих данных говорит тот факт, что через 12 лет, а 1839 году численность беспоповцев на Севере увеличилась до 23721 чел., в т.ч. 7607 чел. — в Олонецкой губернии. В 1841 году в Олонецкой губернии имелось 48 старообрядческих часовен и молелен (только известных властям). Особенно сильным было влияние беспоповщины в Кяппесельгской, Толвуйской и Кижской волостях. 

После некоторого упадка Выговской пустыни в 1740-е - 1770-е годы, с 1780-х годов начинается ее новый подъем, длившийся до 1830-х годов. В Выговском общежительстве продолжали действовать учебные заведения, библиотека (по некоторым данным, до тысячи книг в 1830-е годы), мастерские по переписке книг. Крупнейшими выговскими писателями и богословами в тот период были Семен Петров (1715-1787 гг.), автор 9 сочинений, Кузьма Иванов (1721-1783 гг.), автор 16 сочинений. Видным книжником был Андрей Борисов, выговский настоятель в 1780-1791 годах и автор 19 сочинений, в т.ч. житий братьев Денисовых. Среди писателей конца XVIII - первой трети XIX вв. можно отметить Тимофея Андреева, Григория Корнаева-Романовского, Федора Петрова-Бабушкина. Продолжалось изучение грамматики, риторики, диалектики и логики, создавались учебники по этим дисциплинам. Известна выговская грамматика 1779 года. Большой расцвет переживала пиитика. А. Борисов и глава московских поморцев Гавриил Скачков (1745-1821 гг.) составили стихотворный «Канон Исусу Христу». Известны «Стих выговского общежительства», посвященный кончине А. Борисова, «Стих» на день рождения Кирилла Михайлова, настоятеля Выговской пустыни в 1809-1825 годах, «приветственные рифмы» лексинских девиц благотворительнице пустыни Н.К. Галашевской, написанные в 1820-е годы. В одном из стихотворных произведений «Рифмы воспоминательны» об основателе Выговского общежительства А. Денисове (1674-1730 гг.), автор от имени выговцев обращается к Европе: 

Европа ты славнейшая, 
Мужа сего изнесшая, 
В Российском царстве хранящи, 
В Поморских краях держащи, 
возрастивше его млада 
в пределах Олонца града, 
рождьшася в селе посадском. 
в славном рядке Повенецком... 

Эта ода была популярна у выговцев в XVIII - XIX веках и известна по трем спискам. Во второй четверти XIX века дочь выговского «большака», получившая образование и воспитание на Выгу, сочинила лирическое стихотворение о дружбе: 

О, дружба, жизни украшенье, 
Дар лучшим смертным от небес, 
Ты съединяешь разлученных, 
Отчаянных миришь с судьбой, 
Улыбку возвращаешь скуке... 

Большинство выговских стихов положены на крюковые ноты. Выговцы создали псалмы и положили на ноты два произведения М.В. Ломоносова «Утреннее размышление о Боге» и «Оду, выбранную из Иова» (обе написаны между 1743 - началом 1751 гг. и опубликованы в 1751 году в собрании сочинений). В качестве учебника по риторике на Выге использовалась «Риторика» С. Лихуда, а в конце XVIII века там были переписаны «Риторика» Ф. Прокоповича, составлено риторическое «Слово на погребение старца Семена Титова» (1791). В 1820-е годы были созданы «Слова» и поздравления в честь петербургских купцов-благотворителей Феоктистовых и Н.К. Галашевской. Последнее «Слово» в честь Прасковьи Феоктистовой написано в 1833 году. 

Среди сочинений по диалектике и логике на Выгу бытовали рукописи трудов Раймунда Луллия (по отзыву русского философа B.C. Соловьева, «Гегеля средневековья»), Иоанна Дамаскина, Н. Спафария, И. Богомолевского и др. Интерес к этим произведениям усилился в середине XVIII века, когда были созданы солидные фолианты «Великая наука» Р. Луллия (459 стр.), «Риторика, диалектика и грамматика» (248 стр.), «Диалектика и грамматика» Иоанна Дамаскина (146 стр.) и др. В последней четверти XVIII века была переписана «Логика» (685 стр.). 

На Выге имелась богатая библиотека из древних рукописей и старопечатных книг. Среди 196 рукописных книг Выголексинской библиотеки, описанных Е.В. Барсовым, около 80 были написаны в XVIII веке и около 95 - в XVI-XVII вв. Выголексинское общежительство не только хранило старинные книги, но и переписывало их. В существовавшей там мастерской по переписке книг трудилось в 1820-е годы около 200 девушек-«грамотниц», в 1830-е годы — около 100. Многие книги шли на продажу, которая давала годовой доход около 10 тысяч рублей. В настоящее время только в Древлехранилище Пушкинского дома в Петербурге хранится около 1450 рукописей «поморского письма», т.е. написанных на Выгу или в подражание Выгу. 

Переписывались, в основном, книги, посвященные истории старообрядчества (жития святых и пустынножителей, святцы, «Соловецкая челобитная», «История об отцах и страдальцах соловецких», «Поморские ответы» и т.д.), а также нотные крюковые рукописи. Изделия выговских переписчиков отличались высоким уровнем оформления. Палеографы выделяют особый стиль — «поморский орнамент» в оформлении рукописей, старую (XVIII век) и новую (XIX век) поморскую вязь. В 1857 году власти конфисковали на Выгу библиотеку из 286 книг. В 1862 году остатки той библиотеки были перевезены в Петрозаводск и переданы в кафедральный собор. Часть книг разошлась по Заонежью, многие рукописи погибли. 

На Выге существовала устойчивая летописная традиция. Известен Лексинский летописец, в котором описаны события с 1429 года (основание Соловецкого монастыря) до 1871 года. В лексинском летописце рассказывается не только о внутренней жизни Выгореции (строительство новых часовен, зданий и других сооружений, кончины видных выговских старцев, пожары, чиновничьи ревизии и т.д.), но и о важнейших событиях в жизни России (Отечественная война 1812 года, петербургское наводнение 1824 года, восстание декабристов и др.). Так, о наводнении в Петербурге в 1824 году Лексинский летописец сообщал: «Того же году в Питербурге наводнение превеликое с бурею от моря было: корабли ломало, домы с людьми в море унесло, людей и скота много погибло, ноября 8». 

На Выгу можно выделить два вида учебных заведений: школы грамоты для мальчиков и девочек и своего рода «семинарию», готовившую старообрядческих наставников, певцов, иконописцев и миссионеров. В XVIII веке в школу грамоты детей привозили «из Олонецкого уезда разных мест», из Петербурга и других городов. В 1877 году археограф А.Е. Викторов нашел в Петрозаводске рукопись «Служба и житие Димитрия Мироточца» с надписью «списывал с сей тетради Михайло Ломоносов». Это дает основание для подтверждения гипотезы о контактах М.В. Ломоносова с выговцами. А. Борисов вынашивал идею создания на Выгу учебного заведения высшего типа, своего рода «академии», но эти планы осуществлены не были. 

Высокого уровня достигло в Выгореции медицинское обслуживание. Уже в 1760 году на Лексе была построена «новая» женская больница, т.е. старая существовала еще раньше. В 1780 году Лексинскую женскую больницу построили заново «на каменном фундаменте». В 1785 году уже существовала больница в Данилове, которая была «разделена досками на маленькие кельи, в коих больные лежат по два, по три и по четыре человека». Тогда же в больнице в Лексе имелось четыре «кибитки» — отделения, в каждом из которых под руководством смотрительницы — «большухи» трудились по 12 девушек-работниц, «из сих каждая определялась к двум, трем и четырем больным, смотря по болезни». В 1804 году перестроили больницу, построенную на Лексе купцами-благотворителями Феоктистовыми, в 1854 году перестроили «малую» больницу в Данилове и Лексе. 

Выговское обшежительство было центром иконописи. Тамошние иконописцы создали особую поморскую школу письма («поморский пошиб»). На иконах выговского письма с конца XVIII века пишутся темные лики на золотом фоне, в изображении ландшафта (горок, земли и деревьев) вводятся злементы северной природы (тундра, покрытая мхом, с растущими на ней низкими елками). В ХIХ веке лики на иконах получают охристый оттенок, фигуры становятся непропорционально высокого роста, одежда украшается золотом и роскошными узорами. Особый интерес представляют иконы с изображениями выговских «святых» Данилы Викулина, Петра Прокопьева, Андрея и Семена Денисовых, иноков Корнилия и Виталия — первых выговских поселенцев. Многие из этих икон имеют портретное сходство. 

Нельзя не упомянуть о морских плаваниях выговцев. Известны их промысловые экспедиции на Шпицберген (Грумант) и Новую Землю. Зимовки мореплавателей на этих островах иногда кончались трагически. В 1749 году погибли выговские суда на Новой Земле и Груманте. В 1780-е годы поездки выговцев на Шпицберген происходили ежегодно. По некоторым данным, выговские мореходы в своих плаваниях добирались до Северной Америки. Вероятно, «олончанин Савва Ложкин», впервые обошедший в 1760-1763 годах вокруг Новой Земли, является не уроженцем города Олонца, как считают многие исследователи, а жителем Олонецкого уезда. Учитывая, что из всех жителей данного уезда лишь выговские старообрядцы снаряжали морские экспедиции на Новую Землю, можно утверждать, что Савва Ложкин был одним из выговских мореходов. М.В. Ломоносов в своих географических сочинениях «Краткое описание разных путешествий по северным морям» (1763 г.) и «Прибавления о северном мореплавании на Восток» (1764 г.) упоминает приезжавшего к нему в Петербург «архангелогородского мореходца» Амоса Корнилова, 15 раз зимовавшего на Шпицбергене. Он же был выговским большаком и умер на Выгу в 1780 году. На одном из островов Шпицбергена — острове Эдж, еще в 1827 году стояли две избы. Большая изба достигала 10 метров длины и 5 метров ширины и имела над входом надпись: «Сия изба староверска». Поблизости от изб стояли кресты с латами «1731» и «1809». Морские экспедиции выговцев прекратились в начале 1840-х годов. 

После воцарения Николая I начались правительственные гонения на выговских старообрядцев. В 1827-1829 годах начинается усиление притеснений. В 1828 году для борьбы с Выгом создается Олонецкая епархия с центром в Петрозаводске, в 1829 году — Олонецкая духовная семинария. На Выг начинают приезжать с проверками представители светской и духовной власти. С 1835 года гонения переходят в репрессии. Было запрещено приписывать к Выгу пришлых жителей. Вновь обострился вопрос о «немолении за царя» (выговцы отказались молиться за царя в конце XVIII века). В 1836-1838 годах местные власти добиваются подписки «за царя именно Бога молить», запрещают в пустынях колокольный звон, проводят проверку паспортов и высылку всех пришлых. В 1839 году были ликвидированы все пустыни и пашенные дворы кроме Данилова и Лексы. Численность выговцев сократилась до 800 человек. 

Последний удар по общежительству был нанесен в 1854-1856 годах. В Данилове и Лексе началась ломка часовен и других деревянных построек. В 1855 году были сломаны кладбищенские ограды, часовни и колокольня. С Выга были выселены 262 неприписанных там старообрядца, тогда же были конфискованы все иконы. В 1856 году были закрыты столовые-моленные, конфискованы все книги и богослужебные принадлежности. К тому времени в Данилове и Лексе осталось 7 старообрядцев и 173 старообрядок престарелого возраста. Выгореция была разгромлена. Последние репрессии были обрушены на Выг в 1860-1863 годах. В 1862 году остатки библиотеки были перевезены в Петрозаводск. Уцелевшие выговцы тайком продолжали молитвенные собрания. Последний выговский большак Н.Н. Лубаков умер в 1915 году. 

Выговская пустынь оказала большое влияние на культуру и быт крестьянского населения Русского Севера. Возможности для ее успешного развития не были исчерпаны к середине XIX века, но из-за жестоких преследований правительства Николая I, видевшего в духовной жизни экономически сильного Выга антигосударственную направленность, экономика и культура Выговской пустыни были задавлены, хотя массовое старообрядчество продолжало существовать в Карелии до начала XX века. Интерес к выговскому наследию проявляли также многие русские ученые и писатели, такие как Е.В. Барсов, А.С. Пругавин, Н.С. Лесков, В.Н. Майнов, В.Г. Дружинин, М.М. Пришвин, Д.С. Островский, Н.А. Клюев и многие другие. Поэтому можно говорить о большом воздействии Выга на культуру России XVIII-XX веков, хотя только сейчас это воздействие начинает изучаться и осознаваться в полной мере. 
 


Воспроизводится по сборнику научных докладов "Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры", Петрозаводск, 1994.
 
Выгореция