Вера ВасильковаГДЕ ДОМ - ТАМ И РОДИНА!Ричард А. Моррис - доктор этнологии и профессор из США - в течение многих лет изучал жизнь староверов по всему светуЗавоевание Америки
Староверам первой волны переселения в США поначалу пришлось несладко: не всегда удавалось устроиться даже на ”черную” работу на фабриках и заводах (хозяин мог быть недовольным незапланированными выходными, выпадавшими на церковные праздники, хотя все они неизменно отрабатывались) или на выработку леса. Удачей считалось получение работы в фермерском хозяйстве. Постепенно жесткий режим экономии и материальная поддержка родственников и единоверцев за границей позволили многим переселенцам из староверов в США организовать свой собственный бизнес и приобрести собственные фермы или дома в городе (справедливости ради стоит отметить, что все они, как только вставали на ноги, сами начинали помогать новым переселенцам). Если поначалу они отбивали хлеб у коренных американцев, выступая в качестве дешевой рабочей силы, то теперь эту роль, по словам профессора Морриса, на себя в США приняли мексиканцы, пересекающие границу в массовом порядке: и легально, и нелегально. Для них уже старообрядцы становятся хозяевами. Компактного проживания в США достигнуть трудно, хотя в городе староверы
все же стремятся поселиться в одном районе, где коренных американцев можно
пересчитать по пальцам. Впрочем, имеется одно исключение: в штате Орегон
находится настоящая русская старообрядческая деревня, в которой дома традиционно
расположены в ряд по обе стороны дороги, а в центре располагается моленная.
Интересна история ее появления: в 1964 г. при поддержке конгресса США из
Турции приехала группа староверов для ознакомления с условиями жизни в
штате Орегон. Они представляли Некрасовское согласие старообрядцев, которые покинули Россию сразу
после церковного раскола более 300 лет тому назад и поселились сначала
в Румынии, а затем перебрались в Турцию. Приехавшие в США староверы посетили
здешние моленные и убедились, что служба в них практически совпадает с
той, что принята у них самих. Тогда-то и было решено перебраться в США,
для чего собрали деньги и купили большой кусок земли, а уж обустроили они
его в соответствии со своими традициями.
Семейный очаг
Молодые семейные пары староверов в США уже не следуют жестким канонам, предусмотренным верой отцов. Они все чаще поддаются соблазну и пользуются благами цивилизации: посещают супермаркеты, употребляют не только домашнюю бражку, но и покупное пиво (правда, исключительно в банках). Женщины в основном уже рожают детей в больницах, хотя всего каких-то двадцать лет назад в среде старообрядцев это было не принято (младенцев на дому принимали бабки-повитухи). Молодые женщины уже прекрасно осведомлены о том, что такое феминизм, они хотят работать, готовы отдавать своих детей в детские сады. Добиться от них беспрекословного подчинения мужу, особенно в случаях, когда он ”учит” кулаками, становится все труднее. Вместо обращения за защитой к собору наставников, который предпочитает не вмешиваться в семейные дела, женщины все чаще прибегают к помощи полиции, которая строго наказывает за нарушение законов США - особенно за применение насилия. Особенно трудно удержать в рамках традиций молодежь, обучающуюся в обычной
публичной школе, где исповедуются западные ценности жизни - во всем следует
проявлять как можно больше инициативы. Под влиянием школы юноши и девушки
стремятся уже и дома быть независимыми, отказываются подчиняться строгой
дисциплине и воле родителей. Это вызывает неудовольствие старших, которые
зачастую приходят в школу и высказывают свои претензии преподавателям.
При этом они могут повергнуть учителей в шок такими, например, заявлениями:
”В школе необходимо строгое послушание. Если мой ребенок не следует правилам,
я разрешаю вам учить его ремнем”. У староверов штата Орегон имеются для
детей свои школы, в которых по вечерам и выходным дням учат понимать церковно-славянский
язык, объясняют традиционные распевы по крюкам и каноны службы. В качестве
учителей в них выступают так называемые уставщики, которых насчитывается
буквально единицы. Вообще же, по наблюдениям профессора Морриса, сохранить русский язык
в семьях староверов становится все труднее. Те, кто не достиг еще 30 лет,
по-русски говорят еще прилично, хотя им уже легче общаться на английском.
Совсем юные переходят на английский язык окончательно, сохраняя русский
только при разговоре с бабушками и дедушками.
USA - мать роднаяНа мой вопрос: ”Есть ли у американских староверов ощущение, что США - это обретенная родина?” профессор Моррис задумчиво отвечает: ”Для многих из них родина там - где их дом”. Это можно понять, большинство староверов никогда не бывали в России, о ней помнят только старики, которых вывезли оттуда еще детьми. Рассеянные по всему свету - от Аляски до Австралии - старообрядцы сохраняют традиции и культуру только благодаря крепости своей веры и сохранившемуся семейному укладу. Профессор Моррис рассказывает, как будучи на Аляске, обратился к одному из тамошних староверов: ”Иван, тебе не кажется, что здесь, в ”русской Америке”, где на холме еще сохранилась выстроенная давным-давно православная церковь, твоя родина?” А он небрежно ответил: ”А-а... это все не наше”. ”И он прав, - комментирует Моррис, - ведь ”русская Америка” возникла после раскола церкви в России”. Но профессор вспоминает и другой случай. Однажды он помог одному старику-староверу получить американское гражданство: сопровождал его на экзаменах, заполнял анкеты, оформлял документы. Когда гражданство было получено, старик шел по улицам города и ликовал: ”Я - американский гражданин! Америка - это моя страна!” Выяснилось, что из России его вывезли, когда ему исполнилось 3 года, скитался по всему свету - от Китая до Южной Америки, и никогда не был гражданином ни одной страны. Сумеют ли староверы в США сохранить свою культуру, профессор Моррис предсказывать не берется. Но, по его мнению, до тех пор, пока в среде старообрядцев по-прежнему будут бережно хранить старинные книги и иконы, а ученые всего мира будут не только изучать традиции староверов, но и выполнять просветительскую миссию, - никакие мобильные телефоны, компьютеры и модерновые машины, которые входят в каждодневный быт староверов США, не смогут прервать неповторимую линию культуры, выжившую на протяжении веков в тяжелейших условиях гонений.
Фото из архива проф. Морриса |