Аляска. Старообрядческий храм в Николаевске
 

Вера Василькова

ГДЕ ДОМ - ТАМ И РОДИНА!

Ричард А. Моррис - доктор этнологии и профессор из США - в течение многих лет изучал жизнь староверов по всему свету

А началось все с интереса к староверам, проживающим у него на родине - в штате Орегон.
 

Завоевание Америки

По словам профессора Морриса, в настоящее время в этом американском штате проживает около 7 тысяч староверов. Первые переселенцы появились в середине минувшего века из Южной Америки, куда перебрались из Китая. Из России староверы этого согласия уехали в 20-30-е годы, в период коллективизации. Один из них рассказывал Ричарду А. Моррису, как это происходило: ”Председатель колхоза в Сибири собрал стариков нашей деревни и сказал им: ”От веры своей вы все равно не отступите, так что уносите отсюда ноги, пока живы. Попробуйте перебраться всем селом хотя бы в Китай”. На вопрос профессора: ”Почему председатель так поступил?” старик ответил: ”А он сам был из ссыльных кулаков”. 

Староверам первой волны переселения в США поначалу пришлось несладко: не всегда удавалось устроиться даже на ”черную” работу на фабриках и заводах (хозяин мог быть недовольным незапланированными выходными, выпадавшими на церковные праздники, хотя все они неизменно отрабатывались) или на выработку леса. Удачей считалось получение работы в фермерском хозяйстве. Постепенно жесткий режим экономии и материальная поддержка родственников и единоверцев за границей позволили многим переселенцам из староверов в США организовать свой собственный бизнес и приобрести собственные фермы или дома в городе (справедливости ради стоит отметить, что все они, как только вставали на ноги, сами начинали помогать новым переселенцам). Если поначалу они отбивали хлеб у коренных американцев, выступая в качестве дешевой рабочей силы, то теперь эту роль, по словам профессора Морриса, на себя в США приняли мексиканцы, пересекающие границу в массовом порядке: и легально, и нелегально. Для них уже старообрядцы становятся хозяевами.

Компактного проживания в США достигнуть трудно, хотя в городе староверы все же стремятся поселиться в одном районе, где коренных американцев можно пересчитать по пальцам. Впрочем, имеется одно исключение: в штате Орегон находится настоящая русская старообрядческая деревня, в которой дома традиционно расположены в ряд по обе стороны дороги, а в центре располагается моленная. Интересна история ее появления: в 1964 г. при поддержке конгресса США из Турции приехала группа староверов для ознакомления с условиями жизни в штате Орегон. Они представляли Некрасовское согласие старообрядцев, которые покинули Россию сразу после церковного раскола более 300 лет тому назад и поселились сначала в Румынии, а затем перебрались в Турцию. Приехавшие в США староверы посетили здешние моленные и убедились, что служба в них практически совпадает с той, что принята у них самих. Тогда-то и было решено перебраться в США, для чего собрали деньги и купили большой кусок земли, а уж обустроили они его в соответствии со своими традициями.
 

Семейный очаг

Основой старообрядчества издавна являлась семья, поэтому особой заботой в каждой общине является соединение молодых одной веры в супружескую пару. Дело осложняется тем, что у старообрядцев запрещены браки даже в дальнем родстве, так что женихов-невест всегда искали на стороне. Раньше, положим, в Сибири для этих целей запрягали лошадь и везли молодую на смотрины в соседние деревни. Теперь в качестве такой лошади выступает авиалайнер, на который сажают молодых и отправляют к родственникам в дальние страны, где они совершенно ”случайно” встречают своих суженых. Профессор Моррис вспоминает случай такого соединения юноши с Аляски и девушки из Бразилии в США, в штате Орегон. Они приехали к родственникам, которые им организовали встречу в здешнем парке. Далее все развивалось по задуманному сценарию: молодые понравились друг другу, прошли положенный период ухаживания и, наконец, соединили свои судьбы. Интересным является тот факт, что договориться они смогли только по-русски, поскольку основным языком для юноши был английский, а для девушки португальский. 

Молодые семейные пары староверов в США уже не следуют жестким канонам, предусмотренным верой отцов. Они все чаще поддаются соблазну и пользуются благами цивилизации: посещают супермаркеты, употребляют не только домашнюю бражку, но и покупное пиво (правда, исключительно в банках). Женщины в основном уже рожают детей в больницах, хотя всего каких-то двадцать лет назад в среде старообрядцев это было не принято (младенцев на дому принимали бабки-повитухи). Молодые женщины уже прекрасно осведомлены о том, что такое феминизм, они хотят работать, готовы отдавать своих детей в детские сады. Добиться от них беспрекословного подчинения мужу, особенно в случаях, когда он ”учит” кулаками, становится все труднее. Вместо обращения за защитой к собору наставников, который предпочитает не вмешиваться в семейные дела, женщины все чаще прибегают к помощи полиции, которая строго наказывает за нарушение законов США - особенно за применение насилия.

Особенно трудно удержать в рамках традиций молодежь, обучающуюся в обычной публичной школе, где исповедуются западные ценности жизни - во всем следует проявлять как можно больше инициативы. Под влиянием школы юноши и девушки стремятся уже и дома быть независимыми, отказываются подчиняться строгой дисциплине и воле родителей. Это вызывает неудовольствие старших, которые зачастую приходят в школу и высказывают свои претензии преподавателям. При этом они могут повергнуть учителей в шок такими, например, заявлениями: ”В школе необходимо строгое послушание. Если мой ребенок не следует правилам, я разрешаю вам учить его ремнем”. У староверов штата Орегон имеются для детей свои школы, в которых по вечерам и выходным дням учат понимать церковно-славянский язык, объясняют традиционные распевы по крюкам и каноны службы. В качестве учителей в них выступают так называемые уставщики, которых насчитывается буквально единицы. Вообще же, по наблюдениям профессора Морриса, сохранить русский язык в семьях староверов становится все труднее. Те, кто не достиг еще 30 лет, по-русски говорят еще прилично, хотя им уже легче общаться на английском. Совсем юные переходят на английский язык окончательно, сохраняя русский только при разговоре с бабушками и дедушками.
 

USA - мать родная

На мой вопрос: ”Есть ли у американских староверов ощущение, что США - это обретенная родина?” профессор Моррис задумчиво отвечает: ”Для многих из них родина там - где их дом”. Это можно понять, большинство староверов никогда не бывали в России, о ней помнят только старики, которых вывезли оттуда еще детьми. Рассеянные по всему свету - от Аляски до Австралии - старообрядцы сохраняют традиции и культуру только благодаря крепости своей веры и сохранившемуся семейному укладу. 

Профессор Моррис рассказывает, как будучи на Аляске, обратился к одному из тамошних староверов: ”Иван, тебе не кажется, что здесь, в ”русской Америке”, где на холме еще сохранилась выстроенная давным-давно православная церковь, твоя родина?” А он небрежно ответил: ”А-а... это все не наше”. ”И он прав, - комментирует Моррис, - ведь ”русская Америка” возникла после раскола церкви в России”. Но профессор вспоминает и другой случай. Однажды он помог одному старику-староверу получить американское гражданство: сопровождал его на экзаменах, заполнял анкеты, оформлял документы. Когда гражданство было получено, старик шел по улицам города и ликовал: ”Я - американский гражданин! Америка - это моя страна!” Выяснилось, что из России его вывезли, когда ему исполнилось 3 года, скитался по всему свету - от Китая до Южной Америки, и никогда не был гражданином ни одной страны. 

Сумеют ли староверы в США сохранить свою культуру, профессор Моррис предсказывать не берется. Но, по его мнению, до тех пор, пока в среде старообрядцев по-прежнему будут бережно хранить старинные книги и иконы, а ученые всего мира будут не только изучать традиции староверов, но и выполнять просветительскую миссию, - никакие мобильные телефоны, компьютеры и модерновые машины, которые входят в каждодневный быт староверов США, не смогут прервать неповторимую линию культуры, выжившую на протяжении веков в тяжелейших условиях гонений.


Фото из архива проф. Морриса
 
Выгореция