ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ СОВРЕМЕННОСТИ

(c) PostArt.Ru

"Все серьезные люди - маньяки", - утверждает Г.К.Честертон устами Оберона Квина. "Серьезность - мать сутулости, очков, портфелей и законодательница мрачной моды", - вторит Евгений Головин. Тотальная серьезность, мрачный "эсхатологизм" делают таких персонажей послушными слугами цикличной истории, в которой даже праздники невероятно серьезны. Посмотрим хотя бы на подготовку нынешнего празднования "победы". Нелегитимная "федерация", пытаясь хоть как-то подтвердить свое право на существование, присваивает единственную историческую победу Советской империи (как ранее приватизировала символы Российской), причем делает это таким извращенным способом, что праздник, веселый по самой своей сути, превращается в бесконечное нытье, а свобода от германского империализма - в повод для нагнетания собственного.

Такое извращенное понимание уготовано в современном мире и утопиям. "Люди в очках и с портфелями" оценивают любую утопию в лучшем случае как несерьезный фарс, не имеющий отношения к "реальной политике" нефтегазовых магнатов. В худшем - на сцену выходят карманные историки, видящие в воплощении утопий чуть ли не главную угрозу для человечества.

"Альфа-антитеррор", прокуратура, налоговая инспекция, сериал "Спецназ" и группа "Любэ" - это для "серьезных людей". А с другой стороны - Бравый Солдат Швейк, Фанфан-Тюльпан, Тиль Уленшпигель и прочие персонажи, которые живут в собственном "виртуальном" пространстве, противостоя антиутопии "сильного государства", смешанной с обыкновенным идиотизмом.

"Утопия - это то будущее, в котором хочется жить", - пишет В.Штепа и тем самым дает ей наилучшее определение. Пресловутая "опасность" состоит не в воплощении утопий, а в их превращении в антиутопии. Этот процесс отлично иллюстрирует история Америки - по замечанию В.Штепы недовоплощенной утопии. Все, что есть позитивного в религии, политике, культуре - по сути своей утопично. Утопично парадоксальное, недоступное пониманию язычников-римлян христианство, как и иудаизм, и ислам. Религия и культура жива лишь постольку, поскольку она утопична. Если нет - от нее остается лишь пустая мертвая скорлупа, "традиция" без смысла. Точнее, смыслом становится ее собственное существование. Христианство без своего утопического зерна выродилось в корпорацию "великих инквизиторов". Мировая иерократия узурпировала традиционные религиозные формы, вещает от их имени, но не имеет с утопиями "своих" религий ничего общего. Как если бы "запорожцы" выпускали со значком "мерседеса" на капоте.

Если принять на веру (учитывая все эксплуатируемые государством атрибуты имперской России) историческую аналогию, то Вадим Штепа представляется нам Розановым нашего времени. История повторяется. Когда же мы выйдем из замкнутого круга?

И дело тут не только в обширных цитатах. Никто как В.В.Розанов не вызывал столько философских споров, не заслуживал столько ярлыков, от "черносотенца" и "консерватора" до "либерала" и "обновленца". Подобным же образом несомненно будут оценивать (и уже "оценивают") Штепу. В академической философии принято считать, что Розанов был всего лишь беспринципным журналистом-"постмодернистом", писавшим статьи в такие полярно противоположные издания, как…. Именно "бульварной журналистикой" подобные исследователи объясняют нестыковки в попытках причислить величайшего мыслителя к тому или иному лагерю.

Идеологи различных политических направлений сегодня заняты тем, что дергают для своих книжонок цитаты из Розанова, пытаясь почти математически вычислить его отношение к евреям или гомосексуализму.

Дуалистичные концепции конца 19 века - либералы/консерваторы, запад/восток, демократы/патриоты, под которые заточена и нынешняя политика - все они рассыпаются как плесень, не имеющая к реалиям (пост)современности никакого отношения.

Сегодняшние "аналитики" ведут себя так, как будто Розанова не было вовсе, и рассуждают политическими категориями даже не 20, а 19 века. Розанова сегодня "неприлично" замечать. Попробуйте не заметить Штепу.

В RUТОПИИ есть место и Генону, который прочитывается как предтеча современного постмодернизма - эту "миссию" французского метафизика сумел опознать только В.Штепа, в то время как "православные традиционалисты" приняли Генона в качестве очередного "святого отца". И это в лучшем случае.

От Генона автор RUТОПИИ берет понятие контр-традиции, на исследовании которой построена предыдущая книга В.Штепы ИNВЕРСИЯ. "Опознать" контр-традицию очень просто - ее суть составляет сплошная реактивность, бесконечная "борьба с врагом", искоренение "еретиков" и всякого утопического мировоззрения. Любой проект оценивается ею с точки зрения буквального соответствия "славному прошлому". Антихрист не приходит под своим собственным именем, в этом нет нужды, но всегда рядится в традиционные одежды. Именно это и позволяет контр-традиции действовать наиболее эффективно.

Отечественные генонисты часто осыпают упреками западную цивилизацию "количества", но не находят в себе сил повернуть голову и посмотреть, в какой стране живут они сами и насколь "качественную" религию защищают. Религия, основным выразителем которой является организация, где все составляющие ее официального наименования можно поставить под сомнение, будущего не имеет. Именующие себя "православными" то буянят на выставках, то превозносят утомленных жизнью "старцев" - до пророчеств Священного Писания им дела нет...

Достается от Штепы и многомудрым "геополитикам". Нынешние "геополитические враги" - российские и западные консервативные "патриоты" - на деле оказываются чуть ли не соратниками. Они выступают с позиций общего, ветхозаветного фарисейского морализма, чем наносят своим странам вреда больше, нежели их "враги" - пресловутые "марксисты" или "либералы" - ориентируясь исключительно на "славное прошлое". Тогда как утопия Северной цивилизации - "Сверхнового Света" - проект будущего. Соединением крайнего Востока и крайнего Запада через постройку Берингова моста - от Чукотки к открытой русскими утопистами Аляске - Штепа не оставляет шанса геополитическим построениям "атлантистов" и "евразийцев". С Севера лучше всего замечаешь всю условность противостояния "Востока" и "Запада", да и самих этих определений. Воистину, RUТОПИЯ - будущее, в котором хочется жить. Очень хочется.

Что еще сказать? Читайте RUТОПИЮ, там все сказано намного лучше. Если конечно освободить сознание от навязших в нем "серьезных" догматов. Заставить себя думать небанально. Розанов-Генон-Штепа.
 

Апрель 2005

 
RUТОПИЯ