ПИШЕТ ЛИ ПУТИН ПЕСНИ СПЛИНУ?

 
Александр Васильев, пресс-конференция в СКК Центр
Беседа редактора журнала ИNАЧЕ
Вадима Штепы
с лидером группы СПLИН
Александром Васильевым
об особенностях национальной зимовки
 

Вадим Штепа - Многих привлекает в СПЛИНЕ мощный и лаконичный символизм - "Выхода нет", "Катись колесо", "Гни свою линию"... Такие припевы звучат почти как мантры или даже коаны. Не потому ли где-то прямо было написано, что Васильев - даос? 

Александр Васильев - Ну насчет конкретного "даоса" - явное преувеличение. Вообще никакая религия не поддается простому "раскладыванию по полочкам". Этот интерес у меня идет от собственного внутреннего ощущения, хотя это конечно не игрушки, а вполне реальный путь. И "Дао-Дэ Цзин" Лао-Цзы для меня действительно "книга книг". С Библией вот почему-то такие отношения не сложились... 

- Да, сейчас бывает печально наблюдать, как некоторые "новообращенные христиане" в мире музыки вместо познания самих себя сразу же прячутся за стеной догматов, и потому у них вместо творческого самовыражения выходит какое-то назидательное фарисейство...  

- Я думаю, что дело здесь не в разных традициях, религиях и философиях, а в тех людях, которые за ними следуют. Иногда даже самая благая идея может сделать из человека нечто ужасное. В истории примеров тому полно, да и сейчас в мире... 

- СПЛИН - все-таки отчетливо питерская группа. Есть люди, кому именно ваша музыка помогла открыть своего рода "мистику Питера" - города с таким уникальным небом и настроением... Ты, вероятно, и сам воспринимаешь Питер не просто как "место жительства"? 

- Конечно, у этого города такая особая история и такие люди там жили, что все это бесспорно влияет на настроение песен. Все наши песни там и написаны, в дороге вообще мало что получается. Все остальное кроме Питера для нас - это транзит, даже Москва, хотя столицей шоу-бизнеса является именно она. 

- Политика сейчас тоже часть шоу-бизнеса. К сему такая странная аналогия приходит: вот Ельцин был на самом деле по психотипу этаким урало-сибирским "евразийцем" - со всеми его барскими замашками, истероидным самодурством, всякими "загогулинами" и т.п. И символами его эпохи в музыке стали команды именно из тех регионов - от уральской АГАТЫ КРИСТИ до дальневосточного МУМИЙ ТРОЛЛЯ и башкирской ЗЕМФИРЫ. Но вот стоило прийти Путину, внезапно, именно как этот "25 кадр"... 

- Вот оно что! :-) 

- ...и мы вдруг обнаружили новый взлет питерской музыки. Гребенщиков записал несколько очень актуальных и мощных вещей, вышла бутусовская "Элизобарра Торр", ну и собственно, ваш "25 кадр". Думаешь, это случайно? 

=Двойная Сплошная= фотоглюк или 25 кадр?- Вообще эта версия мне нравится своей бредовостью! :-)))

- Знаешь, как Бодрийар говорит - "Если мир движется к бредовому положению вещей, то и мы должны сдвигаться к бредовой точке зрения"... :-) 

- И возможно в этой бредовой версии что-то есть... Тут можно на самом деле придумать кучу связей и параллелей, но пока почему-то не хочется этим заниматься. Подождем обсуждений, какие именно песни Путин нам написал... 

- А все-таки кажется, что клип на ваш гимн новой эпохи - "Остаемся зимовать" - как-то не очень в тему получился. Причем там 1812 год и французская армия? Ей ведь так и не дали в России перезимовать... :-) 

- Я тоже не знаю, причем там французы! Этот клип мне самому не нравится, но его делал наш рижский знакомый - Виктор Вилкс, это его видение, а я не привык вмешиваться в творческие проекты других людей. 

- Сейчас, после известных событий, кажется, что лучшим клипом на эту песню были бы рушащиеся башни WTC... 

- Ну зачем же так круто? 

- Просто как наиболее яркий символ реального пришествия новой эпохи, странной и во многом страшной. Это пришествие "зимы" на самом деле оказалось глобальным. Не зря многие проницательные люди говорят, что XXI век наступил именно 11 сентября... 

- Ну песня-то написана раньше, хотя, кажется, в ней мы уже уловили некоторые изменения в том, что происходит в сознании людей. По крайней мере в российском... 

- ...А теперь остается только надеяться, что зимовать придется не "ядерную зиму"... Американцы сейчас, кстати, резко пересматривают отношение к своим красочным блокбастерам "про террористов" - потому что фантастика стала реальностью. Они сами это накликали. Только всяких "крепких орешков" и "добрых терминаторов" в реальности не оказалось. Поэтому какие-то фильмы даже сняли из проката, хотя у нас по-прежнему крутят эти иллюзии... Как в этой связи, кстати, ты оцениваешь "Брат-2" - остается ли он актуальным? 

- Во всяком случае в свое время он просто обязан был появиться. В России вообще проблемы с нормальным кино. Здесь свои иллюзии плодят деятели типа Михалкова - такая официозность, "правильность" и иисусоподобие, что вызывает только отвращение, потому что второго Иисуса не будет. А благодаря "Брату-2" русская молодежь получила блестящий саундтрек. Уже можно радоваться. Он профессионально снят, актеры хорошо играют, можно придираться, что это национализм и все высосано из пальца, но тем не менее пусть лучше этот фильм, чем ничего. 

- По-видимому, здесь проблема поколений - тем, кому нравится лубочная михалковская клюква, в принципе не дано понять нового героя, слишком свободного и парадоксального. Если угодно, это вообще разные антропологические типы. Так что остается только ждать "вымирания динозавров" - или в русской культуре навеки зависнет этот "парк юрского периода"... 

- Один мой приятель, человек в принципе незлобный, я бы сказал даже добрый, как-то сказал, что если такие люди, как Михалков, уедут из России, эта страна будет жить гораздо лучше. Эти люди одним своим имиджем, одним своим именем держат нас на уровне 70-80 годов, и поэтому здесь ничего нового не происходит. 

- А нет желания самому взять в руки камеру и показать "как надо"? 

- Желание есть, но есть и проблемы с тем, что для этого надо все-таки переключиться на мышление более длинными формами и масштабами, чем песни. Хотя эта идея мне приходит в голову все чаще... 

- Но, по-моему, и в песнях можно задействовать довольно масштабные образы - взять хотя бы "Молоко и Мед", вошедшую в сборник "Брат-2. За кадром" - это же прямая цитата из скандинавской мифологии, где именно этим "коктейлем" поят павших героев в Вальгалле... 

- Возможно, но у меня эта песня возникла не под влиянием скандинавов, а скорее просто как "память детства" - достаточно вспомнить, чем тебя спасали от всяких простуд. А если уж искать цитаты, то можно вспомнить и Джона Леннона с его альбомом "Milk and Honey"... 

- Хотя содержание песни "детским" не назовешь... Занятные получаются "коктейли третьей мировой"! Вообще кажется наступила "эпоха коктейлей" - в моде сплошные сборники. Тех же "Братьев" наклепали уже десяток, "Нашествия" эти непрерывные... Такое впечатление, что рок превращается в какую-то одноформатную "фоновую музыку", типа как в Макдональдсе. Кстати, почему вы не участвовали в "Кинопробах" - кажется, самом раскрученном из этих "коктейлей" последнего времени? 

- Не знаю, просто не пригласили, хотя кроме нас позвали кажется абсолютно всех. Вероятно, я чем-то очень не понравился Марьяне Цой, которая всем этим делом заведовала. За это я ее просто обожаю... 

- В качестве версии: возможно, она почувствовала в вашем творчестве некую очень самобытную, но вместе с тем и похожую на Цоевскую, эстетику "последних героев" рок-н-ролла, по сравнению с которой большинство этих ремейков выглядело бы слишком мелко и вторично. Отсюда и такая "ревность"... Здесь пример Кинчева, резко отказавшегося участвовать в этом "балагане на поминках", очень достоен и вызывает уважение. Но, как бы то ни было, если и вправду "звезда рок-н-ролла должна умереть", - что взойдет ей на смену? Ты как-то развивал любопытный концепт рэпа как русской народной музыки... 

- Да, русские скороговорки - типа "шла Саша по шоссе и сосала сушку" - это и есть самый натуральный рэп, и гораздо древнее и концептуальнее американского. Жаль, что наши музыканты это совсем не используют. У нас есть пара вещей почти рэперских, хотя не совсем под скороговорки ("Тебе это снится" например), но и не в американском стандарте. А наши рэперы пока просто все снимают у нигеров - очки, капюшоны, жесты эти... - и поэтому никому в мире не интересны. 

- А учитывая, что многие наши рокеры в последнее время увлеклись технообработками своих старых песен - электронные проекты вас не интересуют? Мне, например, сейчас, в этих новых глобальных условиях, почему-то кажется очень актуальным опыт словенского LAIBACH'a с альбомом "NATO" - такие жесткие ремиксы западных хитов - от EUROPE, PINK FLOYD и т.д. Причем, как объясняли это сами музыканты, они лишь облекли эти песни в форму, более отвечающую их содержанию. В русском роке тоже вроде бы можно найти немало таких "гимнов", заслуживающих переноса в новый контекст... 

- Вообще-то для меня это слишком теоретический разговор... Пока другие говорят о "кризисе рока" - мы просто пишем новые песни. И я не вижу особого смысла в этих техноэкспериментах. Пока мы находим своего слушателя - значит, это людям нужно, и все идет как надо... 


Петрозаводск, 13 октября 2001 г.
 

В беседе отдельными, но важными репликами и идеями для вопросов также принимали участие Светлана Гаврилина и Виктор Николаев (СПб, "Невское время")  

Фото Людмилы Горевой 

В концептуальной подготовке беседы нам помогли некоторые темы из интервью Александра Васильева радиостанциям "Европа плюс Ростов", "Эхо Москвы" и "Титаник-Самара", выложенные на неофициальном сайте СПЛИНА 

 

 КИТЕЖ |Диалоги