Костя Нетов

ШИЗАРХИЯ


Некоторые размышления 
на тему современных возможностей 
создания альтернативных человеческих сообществ

 

Никто не вливает нового вина в ветхие желудки
 

1. Тенденции к повышению самостоятельности и самобытности регионов и созданию виртуальных сообществ и "государств" имеют под собой недовольство современным человеком всеми существующими формами человеческого общежития. 

2. Полноценное развитие свободного индивида в плане его социальной реализации сдерживается устарелостью существующих организационных форм бытия. Государство запятнало себя тенденцией к тоталитаризму и властному доминированию над всеми областями социальной и психической активности. Корпорация характеризуется всемерным повышением эксплуатации человека во имя достижения отчужденных от него финансовых целей и избыточной регламентацией жизни. Официальные религии узурпируют право вещать от лица традиции и поэтому с полным основанием быть названы теми же корпорациями, только атавистическими, по сбыту пустых схематических ритуалов. Культурная жизнь по сути представляет собой тусовочные сгустки шоу-производства, соединяющего в себе корпоративные и политические структуры. 

3.Такая современная омертвелость происходит в силу следующей динамики организационного развития. Первоначально возникают субъекты - носители каких-либо новых идеалов, требующих реализации в новых формах жизни на земле. Эти субъекты обладают повышенной энергетикой, позволяющей им аккумулировать вокруг себя необходимую социально-психическую массу, двигающуюся по направлению к выбранному идеалу. Далее происходит постепенное остывание системы, ее кристаллизация и структуризация (обычно под эгидой повышения эффективности и результативности целедостижения). Внешний идеал организации из цели движения превращается в институт самообоснования своего существования, и организация начинает жить исключительно для себя, за счет эксплуатации собранной социально-психологической массы. Миссия организации превращается в пустой слоган для профанов, а настоящей миссией становится тезис "существовать как можно больше, существовать как можно дольше". Обычно на этой фазе инерции происходит слияние организации с отрицательной причиной ее порождения. Например, милиция изначально создавалось во имя внутренней безопасности населения. Постепенно данная функция отчуждалась от неформальных образований и отдельных личностей в пользу этой организации. Набрав критическую массу, милиция стала жить для себя, выполняя свои функции по инерции. Не имея возможности дальнейшей экспроприации средств самозащиты у населения, она стала набирать большую массу путем инкорпорации в себя преступной среды. Это аналогично процессам формирования спроса на свои услуги и тесной интеграции с рынком. И на сегодня имеем полное объединение правоохранительных органов и преступности, которые, по сути, являются двумя подразделениями одной и той же организации. Также наглядно видна система самопорождения корпоративной жизни путем коммерческого маркетинга и рекламы. 

4. Новая жизнь ищет для себя реализации в новых формах. Какие существуют на сегодняшний день альтернативы? 

5. Автономия регионов (автономизация территориального тела). История ясно свидетельствует о том, что цветуще-сложное и полноценное развитие регионов возникает не в условиях их политической самостоятельности (эти условия обычно характеризуются культурной изоляцией, самодовольством и межрегиональной грызней), а в условиях их включенности в имперское пространство. При этом, однако, чем меньше сторон социальной действительности централизуется, тем лучшие условия для самостоятельного развития получают регионы. Идеальной ситуацией была бы империя, которая не базируется ни на централизованной религии (Византия), ни на централизованном "стиле жизни" (США), не на унификации национальной принадлежности (Третий рейх), ни на сырьевой олигархии плюс элементы вышеперечисленного (нынешняя РФ), но - осуществляет лишь верховно-арбитражную власть, целью которой является обеспечение максимально лучших условий взаимодействия между субъектами империи. Это своего рода геополитическая и геоэкономическая биржа, которую создают не для прямого участия в сделках, а для получения части прибавочных выгод, возникающих у непосредственных участников активности. К сожалению, такого рода империя является утопией, так как верховная власть (стоящая над другими властями) всегда (почему-то) имеет тенденцию к становлению тотальной властью (заменяющей все другие власти). Поэтому автономизация регионов есть путь с очевидным пределом. Этот предел обычно тотален, хотя здесь следует четко различать политику и экономику. Политическая (властная) самостоятельность регионам действительно не нужна и даже пагубна - опыт 90-х годов достаточно доказал, что она обычно влечет за собой лишь рост местной бюрократии и вводимые ею новые правовые ограничения. Но с точки зрения развития экономики и преодоления жизненного контраста между "столицей" и "провинцией", пределы развития регионов должны быть гибко продвинуты. Однако анализ нынешней политической конъюнктуры заставляет признать в этом пути такую же утопию, что и с чистой империей. 

6. Виртуальные государства и сообщества (автономизация социальной среды). При всем искушении построить "новый мир" в интернете или в области фантастической социальной реальности (хоббитисты и прочие романтики) следует иметь в виду следующее. Хоть интернет и создает некую среду общения, эта среда нематериальна. И ввиду этого для реализации более полноценных альтернативных проектов приходится использовать все те же устаревшие институциональные образования "обычного" мира. Их можно пытаться "оживлять" и даже делать средством для создания новых форм жизни, но, тем не менее, надо четко понимать, что они по своей заведомо энтропийной природе принадлежат к ветхому миру и уже поэтому не заинтересованы в том, чтобы позволить родиться чему-то действительно новому. Но самое прискорбное то, что интеллектуальная среда интернета ныне все более и более подвергается цензуре (не обязательно "запрещающей" - достаточно создания медиа-стереотипов "правильности", "серьезности", "популярности" и т.д.), и если в ближайшее время еще можно воспользоваться существующей свободой, то вскоре не успеешь моргнуть, как любое альтернативное сообщество будет либо незаметно ликвидировано, либо успешно интегрировано в систему. 

7. Шизофрения (автономизация духовных пространств). Создание персонажей и среды их обитания в своем собственном сознании. Этот путь по широте не имеет пределов, но в качестве принципа формообразования человеческого общежития не годится, так как миры шизов существуют, как монады Лейбница, никак не взаимодействуя между собой. Но, не обладая позитивной платформой построения новых форм жизни на земле, эта стратегия обладает чрезвычайно сильной деструктивной возможностью разрушения существующих форм смерти или хотя бы вывода сознания из-под власти этих форм. Возможно шизофрения, в виду тупиковости других направлений поиска, позволит расчистить место в сознании и социальной действительности для пока еще не обретенных видов сообществ, а также создаст некие органичные формы шизархии, доселе не виданные в мире. Шизофрения является на сегодня, пожалуй, крайней формой расщепления мертвого мира, которую пока еще можно совмещать с государственно-региональной и социально-культурной формами шизма. Но обозримые препятствия заставляют готовиться ко все большему освоению этого вида поведения. Кислота расщепления одолеет окостенелые коридоры вселенского учреждения до основания, а затем из нового хаоса будет кристаллизоваться вначале иная, новая социальность, а после воссоединятся (но уже на иной основе) территории земли (это и будет новая, вновь воссоединенная земля - re-geon). Без упразднения самой глубинной ткани человеческого бытия, неисправимо пропитанного трупным ядом предшествующих структур, смертоносная репрессивная система будет возрождаться как феникс из пепла, что мы и видим на примере всех возможных революций. Новый поток вечной традиции, смыв переполненную уже пустыми символами и мертвыми словами текстуру мира, заблистает в живых формах иных существований. 
 

 
  КИТЕЖ |Арена