Владимир Карпец

ВЕЩАЯ ВЕСТЬ 

О

НЕВЕЩЕЙ ВЕЩИ?

Комментировать "Ориентацию - Север" в виде некоего текста бессмысленно. Все, что там написано, может либо быть лишь частью опыта, либо таковым не быть. Можно, впрочем, достаточно легко сочинять "афоризмы в духе Гейдара Джемаля", но отличить подлинник от подделки не составит проблемы.

Книга эта в своем роде уникальна. Это, конечно, не художественное произведение, но и не философский трактат и, разумеется, не религиозный текст. Автор говорит о том, что есть по ту сторону бытия. Точнее, чего нет по ту сторону бытия. Это некоторым образом сближает "Ориентацию - Север" с религиозной апофатикой, но только по внешности. Дело в том, что апофаза неразрывно связана с катафазой, представляет собой ее же иную сторону. Здесь же уникальный опыт апофазы без катафазы, может быть единственный в своем роде.

"Ориентацию - Север" можно или принимать полностью, или не принимать вовсе. Я не собираюсь здесь высказывать каких-либо оценок этого труда, тем более отрицать его: это в принципе невозможно, поскольку он есть. Вопрос в другом: может ли все это быть высказано понятийно, так, как это делает сам Гейдар Джемаль? Не искажает ли материальное, существующее слово "послание о несуществующем Абсолюте"? По-видимому, некую тень "несуществующего" можно ощутить (опять не то слово!) только в искусстве. В поэзии - в виде "зазора" между словами, в расположении запятой или тире, в искажении "правильной" рифмы. В исторической хронике, когда две ее части описывают некое событие принципиально по-разному. В кинематографе - в проклейке между кадрами, которая на экране "проскакивает" так, что зритель ее не видит. Именно так, невидимо, сквозь щели и зазоры "бытия" врывается "несуществующий Абсолют". Именно сквозь такие зазоры в "существующий" мир входят катастрофы, войны, революции. Но в "существующий" ли мир?

Строго говоря, если воспринимать "Ориентацию - Север", по-настоящему принимая ее, можно действовать только одним образом - уничтожить существующее (или убить себя, что одно и то же). Но имеет ли такое действие тоже какое-либо значение, будет ли оно иметь отношение к "несуществующему Абсолюту"? Строго говоря, нет.

В то же время вся логика "Ориентации - Север" подводит еще к одному выводу - а существует ли само это "послание о несуществующем Абсолюте"? Или иначе - а действительно ли этот "несуществующий Абсолют" не существует? "Немотивированность" не мотивирует и немотивированно несуществующее. Но истинная немотивированность уже вошла в мip: Христос воистину воскрес.
 
 

Китеж | Ориентация - Север