ДИАЛОГИ С НОВОЙ АНТИЧНОСТЬЮ

Совместный проект киностудии ALP-films и философа Вадима Штепы

Новая книга Вадима Штепы «Дети Северного Ветра. Введение в Новую Античность» (4,5 а.л.) написана в традиции античных авторов – как «философские диалоги». Дискуссию ведут бореады, крылатые дети эллинского бога cеверного ветра Борея, и русский утопист Фома Больший, за которым иногда угадывается сам автор.

К этому «пиру» охотно присоединяются и другие герои самых разных времен, пожелавшие высказаться на тему Античности. Причем речь идет не о реставрации «прошлой» Античности, но о том, почему сегодня она открывается заново.

Нынешний «пост-постмодерн» оказывается на удивление созвучен принципам ранней Античности – мы вновь наблюдаем снятие границ между «идеей» и «материей», и глобальную замену централистских и дуалистических отношений сетевыми. Поэтому возможно говорить о начале нового исторического цикла, в котором прежние мировоззренческие структуры уже «не работают».

Своеобразный визуальный образ Новой Античности создает вторая часть проекта – фильм-мениппея «Диалоги Платона» (киностудия «ALP-films», Санкт-Петербург; художественный, цветной, с английскими субтитрами, длит. 83 мин).

Как утверждает автор сценария и режиссер Адре Галичанин, «бум «новой античности» в ближайшее время может даже превзойти популярность толкиенизма». Отметим возросшее в последние годы обращение к античной теме мирового кинематографа – «Агора», «Приключения маленького Геркулеса», «Перси Джексон и олимпийцы» и т.д.

По словам режиссера, «античный жанр мениппеи, то есть утонченной сатиры, найдет своих почитателей. Я намеренно отхожу от общепринятых «киношных канонов», и мой художественный принцип звучит так: «у нас особое понятие игры – она должна отсутствовать как таковая». При документальных съемках никто не старается «играть», таковым я вижу и художественное кино — как синтез философии, поэзии и документалистики. Вот почему у нас в ролях заняты в основном непрофессиональные актеры».

В фильме аналогом святилища Аполлона выступает урочище Чертов стул, водопад Кивач в Карелии и старый замок на территории Ингерманландии. Другие хрестоматийные эллинские божества – Эрот и Афродита – также предстают не в своем «классическом» виде, а как современные молодые люди, живущие на ингерманландских и карельских просторах. Важную роль в картине играет музыка петербургского композитора Дмитрия Свиридо и фолк-группы «Конец Лета».

Интервью с режиссером в газете «Финляндский торговый путь».

Технически проект подготовлен к изданию в виде книги с прилагаемым диском. Заинтересованные издатели могут связаться с авторами по email onegaborg@gmail.com


 КИТЕЖ |Новости