Сергей Дунаев"БОЖЕ МОЙ,НЕ ПРОСИ ТАНЦЕВАТЬНА ПОГОСТЕ..."Прекращение (иначе и не назовешь) всякой деятельности "Наутилуса" стало закономерным итогом творческого процесса, начавшегося с мрачно фасцинативной эстетики сумасшедшего города, населенного бесами, и дошедшего до последнего альбома, который по всем соображениям уместности не последним быть не мог. "Наутилус Помпилиус" , всего вероятнее, был наиболее отчетливым выразителем сложного духовного мира того человека, который чувствовал себя хорошо (или просто адекватно) только в этом ритме, в этих символических рядах. Которому в равной мере были непонятны и детско-старческий лепет "Аквариума", и социальная озабоченность ДДТ, и дешевый демонизм "Алисы". Миры Вячеслава Бутусова были очевидно далеки от рок-андеграундных устоев, равно как и жизненный тонус депрессивного сплина, который нашел отражение в его песнях. Не случайно молодой человек с пистолетом по имени Данила, герой снятого на наутилусовские песни фильма "Брат", предпочитает бутусовское творчество любому другому - в нем он находит тот стиль, который видится на краю экстремала - не наигранного, но выстраданного и трагического. Песни "Наутилуса" по природе своей экстремальны или экстремалу созвучны. И еще (что особенно видно на примере альбома "Атлантида") по структуре своей они напоминают неспешное повествование, главное слово в котором - это известно заранее - так и не будет произнесено. Но оно наполняет их неостановимым ожиданием беды, непонятным, беспричинным. "Бегущая вдаль" - это и метафора страшного духовного кризиса, искание смерти, более страшной, нежели смерть телесная. Мрачные готические ряды безлюдных полуночных переулков - наиболее подходящий ландшафт для бутусовских эскизов, действительно напоминающих Эдгара По и выбором красок и совершенной формой недосказанности главного. Вячеслав Бутусов меньше других мэтров отечественного рока распространялся о религиозной составляюшей своего творчества. И песни его не изобиловали цитатами, и откровенных свидетельств чего-либо конкретного в них не было. И тем не менее только "Наутилус" можно по праву назвать группой, которой во многом удалось определить духовную температуру современной ей молодежи. "Наутилус" не заигрывал с религиозной темой - просто потому что других у него не было. Все xиты (кроме абсолютно попсового "Апостола Андрея") были исполнены именно религиозного чувства - будь они о негодяях и ангелах, о любви или Чингисхане...
1998 г.
|