Вадим Штепа 

 

ИВАН И ДЖУЛЬЕТТА 

 

Рождение hard-России 

 
Это давняя притча во языцех - считать Россию культурно и цивилизационно носительницей "женского" начала. Бердяев точно углядел в "загадочной русской душе" нечто "вечно-бабье". Собственно, достаточным критерием этого является именно пресловутая "душевность", доходящая в классической русской литературе до сентиментальной экзальтации и навороченных истерик. Тогда как "мужским" - трезво-активным и интеллектуальным полюсом для России исторически чаще всего выступал Запад. 

Действительно, большинство крутых переломов в русской истории - от никоновского "исправления" Православия и петровских реформ до марксистской революции - идеологически созрели именно на Западе, чтобы затем разбудить и оплодотворить русскую "спящую красавицу". Ни одно из глобально изменивших мир социальных открытий доныне не родилось в России "само по себе". Могут возразить, что все эти переломы в конечном счете только укрепляли Россию и вновь противопоставляли ее Западу. Который со всей своей "мужественностью" иногда жестоко проигрывал: классический пример - победа нашей "родины-матери" над немецким "фатерляндом". Но до последнего времени с его вновь западническими неолиберальными реформами Россия обычно как нельзя явно демонстрировала перед Западом свою цивилизационно пассивную, смиренную - "женскую" роль. 

Почему "до последнего времени"? Потому что ныне наметился очень странный парадокс. Если исторически, в очередной раз духовно покорив Россию, "неотразимый мужчина" - Запад всегда уходил вперед, подыскивая себе новый, более "прогрессивный" костюм, то сегодня этого не происходит. А точнее, если продолжать "кутюрные" аналогии, ему - о ужас! - все более начинают идти прикиды персонажа из травести-шоу. 

Предельно развив свои коммуникационные и маркетинговые возможности, ограничив политическую жизнь сиюминутными кулуарными нюансами, Запад впал в постисторию. Интернет окончательно стирает всякую ДИСТАНЦИЮ, необходимую и творческому гению, и политическому деятелю, чтобы их проекты выглядели оригинальными, а не сливались в единое хаотическое месиво с огромными массами вселюбопытствующего и эмоционального сетевого мусора. Эта готовая бесконечно и часто совершенно впустую трепаться информационная стихия очень напоминает некоторые негативные черты именно женской психики. А если и есть в ней какие-то социально-утвердительные мотивы (что могло бы как-то напомнить мужское начало), то сегодня обычно они связаны с проблемой "выживания". Не с волей ярко жить, а - с робким желанием выжить. Отсюда - модный на современном Западе экологизм, доходящий до абсурда в вычислении ингредиентов кошачьего питания. Отсюда - невероятная пропаганда "soft-общества", состоящего из пластилиново мягкотелых потребителей, но зато - моральных и гуманных. И наконец, апогеем приторно жалостливого, но и супернервозного по отношению к непокорным "обабления" западного общества становится так называемая политкорректность. 

Имперский принцип бесконечного экспансивного расширения - "женский" по своей сути. Ибо "мужское" здесь характеризуется обратным - крепостью за счет внутренней гармонии и интенсивного развития. Современная Россия, хотя и со скрипом, выбрала второе. Зато расширение НАТО как нельзя лучше свидетельствует о цивилизационной "переориентации" Запада, еще недавно обычно предпочитавшего идейные и психологические (довольно весомые, надо заметить) методы доказательства своей правоты. Что же, их больше не осталось? 

На наших глазах происходит рождение hard-России - несмотря ни на что, по-мужски уверенной в своих силах. Так атлетически сложенный поэт вызывает у жеманных декадентов чувства от недоумения до паники. Феномен Лебедя для либералов до сих пор странен. Обретшие полную свободу русские рокеры своим "драйвом" и суждениями о мире часто сильно отличаются от западных собратьев - хотя едва ли кто-то упрекнет их в ксенофобии. Наконец, чего стоит не дающая спокойно спать западным "софти" новая охота на ведьм - "русскую мафию". 

Итак, мы становимся свидетелями прелюбопытной исторической инверсии: Запад, в очередной раз оплодотворивший Россию "новой идеей", на фоне этого сам стремительно утрачивает свою "мужскую" - цивилизационно-активную роль и погружается в ежедневное самосохранение и приукрашивание. В то время как некогда "женственная" Россия, напротив, утверждает нечто еще небывалое и даже в контексте остановившегося во времени "мирового сообщества" смеет искать и находить пути продолжения истории. Уже появляется новое поколение русских интеллектуалов, стремящихся решать не более и не менее как глобальные проблемы, но не в продолжение западных дискуссий и не увлекаясь изоляционистским "самобытничеством". Да и русская литература - при всем почтении к классике - выглядит уже чем-то совершенно другим... 

И, как знать, может быть, на пороге нового века мы вновь полюбим Запад. Но не как умного учителя или заморского жениха. Ведь имена Джульетта, Изольда, Хиллари довольно красивы, не так ли, мужики?.. 


Эта статья была опубликована 26.02.97. в "Независимой газете".
 
 
КИТЕЖ | Арена