Алексей Романовский
ПРОРЫВ В СЕБЯ,
или накат о вертикальном прогрессе
и Великом джихаде
"Разве место нам в четырех стенах,
Где звонят часы, где молчит телефон,
Где газет слова, где не жизнь, а сон?"
(Бек)
"А я просто здесь, я праздную радостный сон
о комнате, лишенной зеркал".
(Боб)
Эта статья была зачата многочисленными дискуссиями
о смерти русского рока и рождена глубоким разбором противопоставления
внутренней
и внешней стороны окна. А если честно - достала гопа от концептуального
рокенролла, которая тычет пальцами: "Во, сплюнь, орбит без сахара, гы-гы-гы,
попса!"
При внимательном взгляде на этих людей проступают следующие общие черты:
- их музыкальные пристрастия сформированы либо подростковыми сообществами
вокруг культовых команд восьмидесятых, либо детским сообществом вокруг
акустического андеграунда девяностых (песочница "Форпост - Перекресток
и обратно") - большинством из них рок-н-ролл понимается либо как коллективное
наступательное "Мы идем, мы сильны и бодры", либо как коллективное
оборонительное "Я всегда буду против".
Миф северо-западной (атлантической) цивилизации, породивший Киплинга,
Томаса Вулфа и англоязычный рок-н-ролл, североамериканский миф Границы
и Прорыва на другую сторону, миф экспансии, самораспространения - вот корень
этого экстравертного "коллективного наступательного".
Возражений против такого понимания нет. Есть возражения против его единственности.
Под коллективным началом, под значком КИНО или ДДТ или под рукописной обложкой
переписанной у подруги "Батакакумбы" беспроблемно спрятать личную несостоятельность,
неуникальность: "не то, что НЕ ВХОДИТ в уста, оскверняет человека,
а то, что НЕ ВЫХОДИТ - оскверняет". Экспансия в чистом виде приводит
к пирамиде "лидер - подчиненный - неживая природа", к "малому джихаду",
каковой есть упорядочение и преобразование окружающего мира, посадка деревьев
и прокладка дорог. В политическом пространстве это идея
империи, в культурном - идея "империи ДДТ" ("кумир" - "фанат" - "неврубающиеся").
Малый джихад формирует фундамент, подложку, социальную инфраструктуру,
готовит сознание человека к саморазвитию, но не более. Дискета отформатирована,
но еще не содержит никакой информации, не отличается от миллионов других
дискет. Толпы "киноманов", ловящие кайф от абстрактно-гуманистических банальностей
Бека Барахоева, зависли на стадии форматирования.
Поэтому - распад коллективного движения восьмидесятых в разноцветную
пыль девяностых - не "смерть рок-н-ролла", а следующая стадия саморазвития
посвященных - Великий джихад, жизнь с внутренней стороны окна, Комната,
лишенная зеркал, борьба с собственными демонами за собственную
самость.
Интересно, что в первой процитированной вещи (группа "Вторая
серия") при всем ее экстравертном порыве "дорога зовет" именно наиболее
убедительно (и поэтически, и песенно) звучит припев. Там, где "мир в
окне, ветер в трубе, гром в тишине, солнце в свече".
Да, "Солнце в свече". Капля воды свидетельствует о существовании океанов.
Маг - о Боге. "Ты есть Он". Те, кто ищет истину за пределами своей
конечной интуиции, обречены жевать Орбит без сахара.
Полное раскрытие личной интуиции снимает кажущийся разрыв коллективного
и индивидуального. Интравертный прорыв - это не "вобрать в себя всю Вселенную",
а "осознать себя всей Вселенной".
Почему остановившиеся на "малом джихаде" четко разделяют "Сплин до 1998
года" и "Сплин с 1998 года"? Потому что слово "мы" в значении "все,
кто согласен со мной" последний раз употребляется Сашей Васильевым в "Фонаре
под глазом". "Спи в заброшенном доме" - его последнее "коллективное наступательное",
его Апрель, наступающий "уже навсегда". Когда мы победим, ничто не будет
зависеть от "нас". Только от "тебя". Вот это-то и пугает тех, кто носит
под платьем бронежилет.
Все последующие работы Васильева целиком отданы индивидуальному прорыву
(как почти все поздние работы Цоя - прорыву коллективному, в то время как
в раннем творчестве обоих Сценаристов их примерно поровну). Тому, что в
поверхностном приближении прозвучал как "шар земной не сам кружится,
это я его верчу", затем в "Иди через лес", затем - в "Я не
хочу домой", затем - как агрессивная львиная самодостаточность "Гранатового
альбома", затем - как самодостаточность просветленного в "Альтависте".
...на глубине сквозь сеть прорвется твоя Altavista.
И ты сыграешь азбуку Морзе, симфонию Глюка на клавиатуре
так, что навсегда уходя
так, что навсегда уходящее солнце замрет в этом жарком июле.
Смысловых пластов тут толпы. Выделять все не берусь из соображений "выпей
море" (см. у Маяковского: "Человек, открывший формулу 2x2=4, был великим
математиком, даже если он считал окурки. Тот, кто считает по ней паровозы,
уже не математик"); но тем, кто до сих пор не въехал, какое отношение
высшая истина имеет к производительности труда, привожу несколько "паровозов
изо рта в рот".
Паровоз технологический: интенсив вместо экстенсива.
Паровоз социальный: окончательная победа личной
инициативы над коллективной инерцией.
Паровоз экономический: информационные технологии
и экспорт контента.
Паровоз политический: сетевая
интеграция вместо пирамидальной экспансии.
Паровоз инфраструктурный: весь мир в окне.
Город располагает к тому, чтобы закутаться в одеяло в дождь в кресле
у источника тепла... "но никто не бывает один, даже если б он смог".
Твою личность продолжают телефон и Сеть, мгновенное онлайновое и длительное
оффлайновое ("почерк" в вещах, отраженная субъектность в людях) присутствие
и участие; ни с чем не сравнимое ощущение "бытия на вершине", всего,
что произошло, под руками, и всего, что только может произойти, в руках;
жизнь в абсолютных декартовых координатах. И "проектор Достоевского", делающий
для тебя понятным образ мыслей любой другой
нации и веры; острие карандаша мировой категориальной интеграции, мирового
Великого джихада, триста лет назад показавшее на город на Неве.
"Вот вам вертикальный прогресс в чистом виде", очевидный и для
технологов, и для экономистов, и для дзен-буддистов, и для специалистов
по евгенике (впрочем, для каждых по-своему).
Здесь не может быть ни рецептов, ни практик. Только жизнь без оглядки
("со мною нет проводника"), жизнь в полный рост с максимальным ежесекундным
участием.
...Я ждал его - завершающий аккорд императива "Приходить и оставаться",
заклинание, по магической силе сравнимое лишь с "Лебединой сталью":
Мы легли на дно,
мы зажгли огни.
Во вселенной только мы одни.
А ты
Гни свою линию,
Гни свою линию,
Гни свою линию.
Горят огни
|
|
(c) LXE, Oct/Nov 2000
|