Юрий Тавровский 

 
 

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ 

ХРАНИТ УНИКАЛЬНОСТЬ

 

РОССИЯ И ЯПОНИЯ – 

ЖЕРТВЫ ОДНОЙ ВОЙНЫ?

Дискуссия о национальной идее, продолжающаяся около двух лет на страницах российских газет и в околокремлевских кругах, безусловно, играет положительную роль. Прежде всего она показывает, что отечественных интеллектуалов тревожит возможность растворения российской цивилизации в виртуальном мире "общечеловеческих ценностей". 

Долго прожив в Японии, я пришел к выводу, что одной из важнейших предпосылок ее "экономического чуда" стало сохранение Страной восходящего солнца национального образа жизни. Ни тотальное военное, экономическое и идеологическое поражение, ни продолжавшаяся шесть лет американская оккупация не смогли вызвать необратимые мутации в образе жизни японцев. 

Уже вскоре после японской атаки на Пирл-Харбор в конце 1941 г. в США были созданы специальные комплексные группы этнографов, историков, социологов и военных "разложенцев", которые моделировали послевоенное устройство Японии, способное навечно исключить страну из числа потенциальных противников Америки. 

"Политика оккупационных властей была нацелена на разрушение морали, обычаев и традиций нашей страны, – писал министр просвещения Сэтояма. – Подразумевалось переделать нас в расу, которая была бы по вкусу американцам". 

Строгие ограничения были наложены на синтоизм, игравший при поверженном военном режиме роль государственной религии. В то же время поощрялись преследовавшиеся раньше за пацифизм буддистские секты. Само собой разумеется, всячески стимулировался переход в лоно христианства – открылись многочисленные протестантские и католические храмы, учебные заведения, в том числе университеты. 

Часть государственной элиты была настолько деморализована первым в истории державы военным поражением, что восприняла его как доказательство неполноценности всей японской цивилизации. Министерство культуры, например, всерьез намеревалось перевести нацию с "реакционного" японского языка на "прогрессивный" английский. Буквально через несколько месяцев после капитуляции Токио на японском языке началось издание журнала "Ридерс дайджест". 

"Цивилизация кока–колы" одержала немало побед. Японский язык "обогатился" десятками слов–уродцев типа "хамбага" (гамбургер), "сабису" (сервис, услуга), "айсу куримую" (мороженое) и т.д. Традиционную японскую кухню потеснили символы "американского образа жизни" – сейчас только "Макдоналдс" контролирует около тысячи заведений по всей стране. Практически погибло самобытное японское кино, удивлявшее мир в 50–70-е годы. "Ояпонились" и прочно вошли в повседневную реальность нехристианской страны Christmas, День святого Валентина. 
 

ПРАЗДНИКИ – СТЕРЖЕНЬ ЯПОНСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Оцукими - традиционный японский ритуал Созерцания ЛуныОдной из главных составляющих японского образа жизни, определяющих ее темп, является система праздников. Есть праздники государственные – день рождения императора, день основания государства, дни конституции, спорта, культуры, озеленения, моря, детей, – почитания старости и труда, совершеннолетия, весеннего и осеннего равноденствий и т.д. 

Некоторые странные на первый взгляд праздники введены отнюдь не случайно – в эти дни до 1945 г. отмечали праздники, признанные после войны "реакционными", "милитаристскими" или просто "политически некорректными". Пятнадцать государственных праздников, которые официально объявлены нерабочими днями, дополняют общенациональные религиозные: буддийские (дни поминовения усопших) и синтоистские (Новый год, детский праздник в честь тех, кому исполнилось 3 и 5  лет). По существу общенациональным стал даже праздник 1 мая. Не включенный в официальный список "красных дней календаря", он фактически является нерабочим и прочно утвердился в целом созвездии праздников на стыке апреля и мая, известных как "золотая неделя" и выполняющих роль весеннего сезона отпусков. 

Кроме того, в каждой префектуре, городе или деревне есть свои традиционные праздники "мацури" – любования цветущей сливой и вишней, ирисами и хризантемами, фестивали колесниц и воздушных змеев, шествия "львов" и "злых духов", костюмированные постановки-годовщины знаменитых битв и т.п. Отмечается бесконечное множество праздников в тысячах буддийских и синтоистских храмов и монастырей. 

Японский праздник – это целая симфония национальной культуры. В эти дни люди одевают японскую одежду, едят и пьют только традиционные яства, танцуют под народную музыку. Праздниками кормятся сотни ремесленных мастерских, обеспечивающих всем необходимым – от сваренной по старинному рецепту бумаги "васи" до огромных связок фейерверков. Многие помнят яркую церемонию открытия зимних Олимпийских игр в Нагано, она была составлена из фрагментов нескольких общенациональных и местных фестивалей. 
 

НОВОЙ РОССИИ – НОВУЮ СИСТЕМУ ПРАЗДНИКОВ

Мао Цзэдун как-то советовал "ухватиться за главное звено, чтобы вытащить всю цепь". Не станет ли в России этим звеном дискуссия об обновлении системы праздников, как государственных, так и неофициальных? 

Русская душа истосковалась по хорошему празднику. В этом убедились все, кто был участником или наблюдателем торжеств по случаю 850–летия Москвы. Успех столичного юбилея во многом объяснялся именно тем, что он вышел на улицы города и был рассчитан именно на участие всех желающих. 

В том, что праздники задают ритм нашей повседневной жизни, убеждает живучесть не только некоторых дореволюционных праздников, так и не искорененных большевиками, но и большинства праздников социалистической эпохи, которые не удалось отменить экстремистам от реформаторства. При всей нашей любви к dolce farniente мы все же весьма разборчивы в определении того, настоящий ли это праздник или нет. Такие нововведения, как День независимости или День конституции, рассматриваются только как возможность не пойти на работу и даже не служат достаточно веской причиной застолья. В то же время очень гармонично вошли в череду государственных праздников Пасха и Рождество, которые и без официального нерабочего дня отмечались миллионами советских людей. Таким образом, уже сейчас стихийно происходит слияние двух праздничных систем – дореволюционной, основанной на православном календаре, и советской. 

Само собой разумеется, что общенациональная система праздников должна учитывать евразийский характер нашего государства. Мусульманские, иудейские и буддийские праздники должны также учитываться как альтернативные для тех субъектов Федерации или иных административных единиц, где проживают отмечающие их люди. В трудовое законодательство России стоит включить положение о необходимости предоставлять возможность отдыха в дни национальных и религиозных праздников, не совпадающих с общегосударственными. 

Озаботиться созданием системы российских праздников стоит безотлагательно, пока окончательно не закрепились нахлынувшие в последние годы "импортные" праздники. При всем уважении к так похожим на нас по темпераменту и гастрономическим привычкам ирландцам не могу понять проведение праздника Святого Патрика с шествием по Арбату или Тверской. Гораздо уместнее было бы проведение с тем же размахом сабантуя или пурима. 

Похоже, что 14 февраля привьется праздник Святого Валентина, хотя у нас 8 июля есть свой замечательный праздник святых Петра и Февронии, прославляющий незыблемые ценности любви, брака и семьи. Молодым людям в больших городах явно понравилось подражать героям американских фильмов ужасов и резать тыквы на Хэллоуин, хотя в народном календаре есть не менее загадочный и романтический Иванов день. Зачем ни с того ни с сего отмечать в последнее воскресенье ноября День матери, когда в православном календаре есть несколько богородичных праздников, среди которых особо 21 сентября выделяется Рождество Богородицы. И не стоит ли подумать о превращении 6 октября, дня поминовения преподобного Сергия Радонежского, собирателя земли Русской, в праздник Основания государства вместо одинаково неуместных дней Октябрьской революции 7 ноября и 12 июня, когда была принята весьма противоречивая Ельцин в ЯкутииДекларация о независимости РСФСР? 

А какую добрую роль в укреплении семьи сыграло бы объявление государственным праздником реально отмечаемой миллионами россиян Троицкой родительской субботы 6 июня! Почему бы не отмечать 9 мая День защитников Родины, соединив тускнеющий в умах молодежи День Победы и почти отмененный Праздник вооруженных сил? Вполне достоин статуса общенационального праздника и день свв. Кирилла и Мефодия – День русского языка. Конечно, список таких пожеланий можно продолжить... 

Создание новой системы праздников – это не дело для чиновников, которые уже подсунули Ельцину указ о совершенно искусственном Дне матери в ноябре и о столь же непонятном Дне Конституции, принятие которой прочно связано в памяти народа с кровопролитием осенью 1993 г. Это важное и нужное дело для всей российской общественности, прессы, всех трех ветвей власти, профсоюзов и религиозных лидеров. Вступление в XXI век с новой системой праздников дало бы толчок для формирования иного образа жизни, вызвало бы подъем российской цивилизации. 


 
 
 
 
КИТЕЖ | Арена